Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Святитель Тихон – Патриарх Московский и всея России

Святитель Тихон – Патриарх Московский и всея России

Патриарх Тихон (в миру – Беллавин Василий Иванович) родился 1 февраля 1865 года в семье священника. С юных лет родители воспитывали его в послушании вере Христовой и в любви к своему Отечеству. Такое воспитание давалось каждому члену рода Беллавиных, поскольку все предки Патриарха Тихона, начиная от прапрапрадеда Осипа, по архивным документам отмечаются: «за скромный характер», «за миролюбивую жизнь», «за добрую нравственность», «за домовитость», «за трезвую жизнь» и т.д. Благодаря правильному воспитанию Василий Беллавин твёрдо решил всю свою жизнь отдать на служение Церкви, Отечеству и людям.

Становится сначала монахом, а затем священнослужителем Святого Алтаря. Будучи в священническом, а вскоре и в архиерейском сане святитель Тихон проявлял доброжелательность, простоту и ласку в общении со священнослужителями и народом. Избегал пышных встреч и чинопочитания. Материально помогал бедным, страждущим и обиженным. Благодаря терпеливому и гуманному служению ему удавалось достигать поставленных целей. При этом, наверное, самое главное – он добивался, во всех тех местах, в которых ему судил Господь служить, мира церковного, духовной сплочённости народа Божиего и единства граждан нашего Отечества и даже в далёкой Америке.

В 1907 году архиепископа Тихона назначают на древнюю и славную Ярославскую кафедру. Показательно, что здесь за годы своего архиерейства в более благоприятных условиях на исконно русской земле, он не изменял своим принципам. Продолжал быть смиренным, добрым, заботясь о благе и мире церковном. Всю свою жизнь и деятельность сверял с Евангелием. В Ярославль он прибыл 11 апреля 1907 года и уже в своем первом обращении к духовенству и мирянам епархии говорил об одном из проявлений кризиса в Православной Церкви: о том, что русские слишком увлеклись западноевропейскими идеями и слишком стремились обезличить себя. Любовь к Православной вере и Церкви, к посещению храма и украшению его – отличительная черта русского народа.

Первые месяцы, после появления Владыки в Ярославской епархии, ушли на знакомство с ней, посещение Толгского монастыря, церквей и монастырей Ростовского района. Он присутствовал на экзаменах в семинарии, женской гимназии, епархиальном Ионафановском женском училище, Ярославском Духовном училище. Архиепископ Тихон активно участвовал в административной деятельности по управлению Ярославской епархией, о чем свидетельствуют журналы заседаний Духовной консистории.

При неустанной работе архиепископ сам ходил по домам в селах и деревнях, посещал больных, раздавал детям иконы и крестики. Современники святителя Тихона говорили, что за семь лет служения архиепископ Тихон привёл епархию в состояние духовной сплоченности, руководство было его терпеливым и гуманным. Естественно, такое самоотверженное служение святителя Тихона не могли не заметить жители Ярославской земли, оценили, полюбили его как «доступного в общении, разумного и ласкового архипастыря».

В 1913 году святитель Тихон был вынужден покинуть Ярославскую епархию вследствие своего перевода на Литовскую кафедру. В благодарность за служение на Ярославской земле Городской думой г. Ярославля святитель Тихон был избран почетным гражданином этого города. Святейший Синод разрешил ему принять это звание – «случай избрания епископа почетным гражданином города является чуть ли не единственным в истории Русской Церкви».

В 1917 году Поместный Собор Российской Православной Церкви избрал трёх кандидатов на Патриарший Престол, как в то время говорили: один из них – самый умный, другой – самый строгий, а третий – митрополит Тихон – самый добрый. В результате по Промыслу Божьему Патриархом Всероссийским был избран самый добрый. Став Первоиерархом Русской Церкви в то, тяжёлое время, когда власть в России захватили большевики, когда нарушился обычный ход жизни, когда кругом наступили гибель и отчаяние, Патриарх Тихон показал всё богатство своей души, всю ревность своего служения Православной Церкви, нашему Отечеству и народу Российскому. Будучи угнетаем, гоним, находясь под арестом, он продолжал свидетельствовать истину, обличать ложь, предупреждать церковный народ об опасности и прилагал все усилия для защиты Всероссийской паствы от гонителей и предателей Церкви. Неоднократно призывал прекратить кровопролитие братской крови, но его призывы не были услышаны.

Летом 1921 года, после ужасов Гражданской войны, русский народ постигло страшное бедствие – голод. Это несчастье держало в своих тисках огромные пространства и колоссальные массы населения, гибнущие от него. Сострадая людям, святитель Тихон образовал «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим» («Помгол»), финансовые средства которого помогли спасти немало жизней умирающих от голода людей. Однако вскоре Советским правительством эта церковная организация была признана неуместной и «Помгол» закрыли. Всё же Патриарх Тихон решает не оставаться в стороне и продолжает искать средства для помощи голодающим. Писал сам горячие воззвания, в которых «кричал» из-за происходящего ужаса: «Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим!» Эти воззвания были прочитаны перед верующими людьми в храмах Русской Церкви перед православным народом. В результате люди стали приносить пожертвования, а Церковь в свою очередь передавала их Советскому правительству.

Своим долгим и ревностным архипастырским служением святитель Тихон снискал почитание всей Русской Православной Церкви, склонились головы и людей, далёких от Христовой веры. Всё же осознать до конца величие подвига святителя Тихона, наверное, мы не сможем, так как отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в своём слове при избрании и наречении его Патриархом Московским  и всея Руси: «… но в центре этого служения (Патриаршего) – Крест Господень. Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несёт».

Сегодня, когда Россия выбирает курс на нравственное оздоровление общества, на укрепления семейных уз и на демографическое улучшение, вся жизнь, деятельность и опыт великих сынов Церкви и России, таких как святитель Тихон, может и должен стать прочной основой для процветания страны на многие десятилетия и века. Этот пример, как и историческая память народа, будет способствовать сохранению и приумножению традиционных ценностей нашего Отечества.

Заметим, что последняя «публичная» молитва почившего Патриарха Алексия II была в Донском монастыре у мощей святителя Тихона. 4 декабря 2008 года отмечалась 90-я годовщина интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Тогда Святейший Патриарх Алексий сказал: «Дни памяти святителя Тихона совпадают с днями Богородичных праздников. Его Блаженная кончина была в праздник Благовещения Божией Матери. Патриаршая интронизация – в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Убежден, что молитвами Пречистой Богоматери Господь укреплял Святителя Тихона в его исповедническом Патриаршем служении.

На его долю выпало самое трудное и тяжелое время начало гонений, начало репрессий. Он является молитвенником за всех нас перед Престолом Божиим. Святитель Тихон и Новомученики и Исповедники Церкви Христовой молятся и помогают возраждению Святого Православия на нашей Русской земле».

 

Иеромонах Тихон (Тихомиров)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + тринадцать =

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart