Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Русский синодик

Русский синодик

Хотелось бы обратить внимание на уникальный памятник русской культуры — синодик, который является еще одним свидетельством того, что смерть — это  только разлука. Синодик — это книга с записями имен умерших для поминания их во время богослужения. Хотя существует как минимум еще два определения данного понятия:  особая церковная служба в Византии и литературные памятники в России второй половины XVII — XVIII вв.

Уже в древней Церкви поминовение производилось по диптихам, представляющим собой две соединенные таблички, которые покрывали с внутренней стороны воском и писали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамена или бумаги. На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — епископы, священники и миряне. В более позднее время в Византии диптихи стали составляться в монастырях и дополняться нравоучительными проповедями. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья. Простейший помянник — это записки, которые пишутся и сегодня прихожанами перед каждой службой. Книги, объединившие в себе помянники умерших, назидательные поучения и справочно-календарные сведения получили название синодиков.

Распространению синодиков способствовала византийская служба Торжества Православия, на которой поминались исторические лица, составившие славу и гордость первого христианского царства. Это особенное назначение синодиков проявилось в России в период самоутверждения Московского государства в XVI–XVII вв. Развернутое историческое содержание синодиков оказало большое влияние на становление монастырских богослужений. Если первые диптихи содержали перечень почивших членов христианской общины, который зачитывался перед совершением Святой Трапезы, то литургическое священнодействие в монастырях заканчивалось общим поминовением всех усопших настоятелей и братии, царей и князей, патриархов и митрополитов.

В Екатеринбургских епархиальных ведомостях от 1 августа 1902 г. была опубликована статья «Древнейший Синодик Далматовского Успенского монастыря».  Автор обращает внимание, что «старый Синодик сего монастыря богат разного рода историческими данными». Вряд ли когда-нибудь нам удастся подержать в руках и прочитать этот уникальный исторический документ, поэтому обратимся к материалам статьи: «Хотя Синодик сей и переплетен в кожу, но очевидно было время, когда он был в худшем виде, когда какой-то рачитель собрал его и склеил, но не в полном порядке, от чего получилось смещение листов и начертанных в них родов. Однако, начало его, по-видимому, сохранилось в неприкосновенном виде. Это начало состоит в начертании краткой литии, которой предшествует указание о месте и образе ее совершения […].  Здесь, как и во всех такого рода памятниках, прежде всего, отводится место важнейшим лицам церковно-общественной жизни: патриархам, царям, сначала поминаемым вообще, а потом и по именам. Все русские патриархи написаны одинаковым церковным письмом с киноварными инициалами и заглавиями.

Иоанн Васильевич, в иноцех Иона, поминается первый из царей, а Федор – последним. Следующий царь и великий Князь Иоанн пишется уже несколько иначе, а Император Петр еще иначе. Таким образом, несомненно, что Синодик сей начат писанием до времен Петра Великого и кажется по заказу перваго Архимандрита сего монастыря Исаакия, который был приписан потом на обороте 14 страницы с пометкою: представился 724 года декабря 11 дня в 5 часу […]. На следующей странице (15) именуются братия обители сея здесь почившие иноки: Константин, Сергий, Серапион, Далмат, о котором на поле замечается: представился 7205 (1697 г.) июня 2 дня. Род сего старца потом изображен на листе 53[…].

В отношении значения монастыря знаменательны роды: Мезенца Петра, Аники Н.Н., Ивана Усольцева. В тысяче местных родов многие здесь могут найти имена своих предков, как, например, Якова Мандрыги, Федора Чучелы, Максима Никифорова Шадры, Ивана Чудина, Никиты Шаманаева, Матвея Лиханова, Клементия Калмака, Гаврила Зырянова. Это множество родов свидетельствует о  великой распространенности обычая того времени вписывать родных в монастырский Синодик […]».

Синодики были заведены не только при монастырях, но и при приходских и домовых церквах. Они были неотъемлемой принадлежностью богослужений в каждом храме и поэтому обязательно находились в церкви, а в свободное от службы время были доступны любому прихожанину. Хотя бы несколько раз в год прихожанин обращался к синодику за помощью в поминовениях родных. Синодики постоянно пополнялись справочной и пояснительной информацией. Проповеди благочестивого образа жизни, иллюстрированные сказания, календарные сведения о поминовениях христиан превратили синодик в любимую книгу русского народа.

Почти все синодики XVII в. содержат главу: «В лето 7056-е, июня в 21 день, на память святаго мученика Иулиана Тарсянина, благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русии, по благословению отца и богомолца Макария, митрополита Московского и всея Русии, уставил общую память творити благоверным царем и князем и боляром и христолюбивому воинству и священническому и иноческому чину и всем православным христианом… И сию общую память творити во всех православных храмех повелел и в прочая лета поминати и до скончания миру, и повелел ту общую память на Москве написати в соборные книги». Так Царь и Великий Князь Иоанн IV Грозный установил общее поминовение совершать до скончания мира.

Но со временем роль синодиков изменилась. Первоначальные русские синодики были составной частью чина Торжества Православия, совершавшегося в главных соборах страны. Затем синодики стали полнее отражать историю становления Российской державы, поминая умерших и погибших защитников Отечества. В конце XVI — начале XVII вв. появляется большое число поместных помянников, отражающих происшедшие на местах события. Например, Синодик о Псковском восстании или Синодик Ермаковым казакам. Эти синодики состояли только из помянников участников событий и были еще обязательной частью чина Православия. В то же время большинство монастырей заводит отдельные монастырские синодики, уже не связанные с чином Православия. Помянники Вселенского родословия в них приобретают скромное содержание, зато поминается братия и жертвователи обителей. В XVII в. синодики имеются в каждой приходской церкви, где они окончательно становятся «народными книгами».

Синодик – это, как и большинство древнерусских книг, еще и сборник, в состав которого помимо имен умерших, то есть непосредственно самого памянника, входили поучения, практические советы, евангельские притчи и многое другое в зависимости от места создания синодика. Предисловием синодика служат рассуждения и наставления о поминовении усопших. В них говорится, что сами усопшие уже не могут ходатайствовать о себе перед Богом и поэтому только их родные могут совершать жертвы, молитвы о них. Поминовения усопших бывают в 3-й, 9-й, 40-й день и в годовщину. Поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, так же как отмечается ежегодно и день рождения и день именин, с надеждою, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.

Первая часть синодика также содержала и практические советы на сложные житейские случаи, например, принесет ли пользу почившему бескровная жертва, совершенная «злым иереем»? Полезно ли давать милостыню неправедным? Вредит ли благочестивым совершение «худого», скромного погребения? Во второй части синодика помещались картины событий священной истории и поучительные рассказы, например, повесть о некоем благочестивом муже. Частым сюжетом были картинки из евангельской притчи о богатом и убогом Лазаре.  В третьей части помещаются помянники патриархов и царей, настоятелей и братии монастыря, княжеских и дворянских родов. Из «Откровения» святого Иоанна Богослова известно, что на Страшном суде люди будут предстоять перед Господом своими родами (Откр. 7, 4-9), потому и синодики содержат поминовения усопших родами.

В XVII–XVIII вв. все православные церкви имели приходской синодик. В русском народе всегда сохранялось глубокое убеждение, что синодик есть образ книги жизни, в которую Господь Иисус Христос впишет на Страшном суде имена спасенных душ. Но впоследствии добрый обычай чтения синодиков начал ослабевать. В XIX — начале XX вв. восстановление синодиков и использование их в богослужениях было весьма злободневной темой в богословских кругах России. Однако так до конца этот вопрос и не был решен. Возможно, поэтому сохранились лишь синодики более раннего периода, да и то основная их часть монастырские или старообрядческие. В 1920-е годы много синодиков были безжалостно уничтожено, т.к. упоминавшиеся там имена людей для новых поколений уже не имели значения, а в глубокий духовный смысл сохранения имен умерших никто в тот период не вдавался.

Сегодня традиция составления синодиков возрождается: как в отдельной семье, так и по епархиям и храмам.  Причина составления синодиков может быть только одна: чем крепче вера, тем острее чувствует человек в этом необходимость. Что означает список имен? Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых — человеческую личность, в списке умерших — душу, ушедшую в другой мир — в неведомое нам бытие. Синодик — это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших. Синодик — это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина, связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей. Синодик — это память о смерти и символ того, что наши близкие всегда с нами.

Ольга Бабушкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 3 =

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart