Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны

Православие в России было национальным вероисповеданием. Большевики не только отказались от традиционной русской религии. В годы Советской власти Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Задача по полной ликвидации Церкви была близка к завершению. До революции имелось 67  епархий, 48 тысяч приходских храмов и 25 тыс. часовен, 130 архиереев, более 100 тыс. священнослужителей, 35  тыс. приходских школ, 58 Духовных семинарий, 4 Духовных Академии. К 1941 г. в 25 областях мне осталось ни  одного действующего храма, а в 20 областях их осталось от 1 до 5. Всего на территории СССР (без присоединённых накануне войны Западных областей Украины и Белоруссии) к 1941 г. было чуть больше 100 действующих  храмов, осталось лишь 4 архиерея. Только в 1936 37 гг. было арестовано более 70 епископов, многие из которых  были расстреляны, или погибли в лагерях. Было уничтожено более 50 тыс. священнослужителей.  

Террором и репрессиями государству удалось разгромить Церковь, но не удалось убить православную веру в народе.  Всесоюзная перепись  населения, проведённая в январе 1937 г.,  показала, что две трети сельского и одна  треть городского населения СССР считают  себя верующими. Из  30 млн. неграмотных  людей старше 16 лет  84% признали себя  верующими, а из 68,5 миллионов грамотных 45%. Россия все же  не стала «безбожной»,  большинство населения страны было верующими.   

Нет никакого сомнения в том, что вера  помогла выстоять в  войне и победить коварного и сильного  врага.   

22 июня 1941 года, в день памяти всех святых, в земле  Российской просиявших, фашистская Германия напала на Советский Союз. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между государством и  Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на гонения, верующие приняли самое  активное участие в борьбе с врагом.   

В первый день войны, когда многие государственные  и партийные руководители пребывали в растерянности,  Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий обратился с «Посланием пастырям и пасомым Христовой  Православной Церкви». Сталин смог обратиться к народу только на двенадцатый день после начала войны,   3 июля  1941 года. Он начал со слов, с которыми обращались к  прихожанам православные священники: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои».

В своем послании митрополит Сергий благословил  верующих на борьбу с агрессором и выразил уверенность в победе над врагом. Послания главы Русской Православ  ной Церкви носили не только призывный и консолидирующий характер, но и имели разъяснительные цели. В  них определялась твердая позиция Церкви по отношению  к захватчикам и войне в целом, независимо от положения  на фронте.

26 июня в кафедральном соборе митрополит Сергий  отслужил молебен «о даровании победы». С этого времени во всех храмах стали совершаться такие молебны по специально составленному тексту.

Особое внимание в своей патриотической деятельности Церковь уделяла работе с верующими на оккупированной территории. В специальном обращении к  православным людям, проживающим на временно оккупированной фашистами территории, Патриарший Местоблюститель напомнил, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они русские, и не оказались предателями своей Родины. Он призывал их содействовать  партизанскому движению.

Во время войны были сняты ограничения на религиозную жизнь. В 1941 г. был закрыт журнал «Безбожник»,  свернута антирелигиозная пропаганда, прекратил деятельность Союз воинствующих безбожников. Это было  молчаливым принятием тех патриотических инициатив,  которые исходили из церковной среды. Но жесткий контроль за церковной жизнью продолжался.

В сентябре 1943 г. произошла знаменитая встреча  Сталина с тремя митрополитами. После кончины Патриарха Тихона (1925 г.) власти не дали собрать Собор и про вести выборы нового Патриарха. На этой встрече были  Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит  Сергий (Страгородский), митрополит Николай (Ярушевич) и митрополит Алексий (Симанский), Сталин принял  трёх митрополитов в Кремле. Он говорил о том, что правительство высоко ценит патриотическую деятельность  Церкви. В ходе той встречи было разрешено избрать Патриарха, создать Духовные семинарии и Академии в Москве, Киеве и Ленинграде, издавать «Журнал Московской  Патриархию>, выпускать церковные книги.

Началось открытие храмов. К 1 апреля 1946 года на  территории СССР уже действовало 10544 православных храма. Однако в хрущевское время имел место обратный  процесс  массовое закрытие этих храмов. А ведь это были «выстраданные храмы», открытые на вдовьи слезы,  на трудовые сбережения в тяжелейших  послевоенных условиях.

Митрополит  Сергий представил  Сталину список репрессированного духовенства с просьбой  об освобождении.  Правда, в живых из  этого списка осталось не так много. Из лагерей освободили  несколько десятков  церковнослужителей, в том числе 6  архиепископов и 5 епископов. С 1943 г.  начинаются посвящения новых епископов.

За годы войны Патриарший Местоблюститель обращался к верующим с патриотическими  посланиями 24 раза,  откликаясь на все  основные события в  военной жизни страны. Патриотическая позиция Церкви имела особое значение для православных, миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. В тяжелых испытаниях и лишениях войны разные слои населения находили в Церкви моральную опору и утешение.

Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла их к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников. От имени Церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами. Все это способствовало изживанию пораженческих настроении, и в  конечном итоге создавало нравственные условия победы.

Патриотические деяния Русской Церкви были очень  многообразны. Сотни священнослужителей, включая тех,  кому удалось вернуться на свободу, отбыв срок в лагерях,  тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей  армии и совмещали пастырское служение с борьбой за  независимость нашей Родины. Очень многие священнослужители были удостоены боевых, либо государственных  наград за доблестный труд.

Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. На оккупированной территории они  подчас являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали отставших при отступлении красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения. Десятки их были награждены медалью  «Партизану Великой Отечественной войны». Через партизанские подпольные группы духовенству на оккупированных территориях передавали патриотические воззвания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. За связи с партизанским движением десятки священнослужителей были расстреляны или сожжены фашистами.  Известно, что, в связи с расстрелами фашистами за содействие партизанам, число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55%.

Многие пастыри, невзирая на опасность для собственной жизни, находили возможность помогать советским  партизанам, спасать от вывоза в Германию молодежь, а  еврейские семьи  от неминуемой гибели.

Необходимо отметить не только присутствие священнослужителей в составе действующей армии или антифашистском подполье, но и обращение к вере многих солдат,  офицеров, партизан, в том числе старших командиров.

И в тылу духовенство и верующие проявили себя достойным образом. Материальная помощь государству и Красной Армии стала одним из самых важных направлений патриотического служения духовенства и верующих в период войны. Результаты патриотической деятельности Церкви были материально ощутимы. Хотя на  восстановление храмов после их массового разрушения  требовались немалые средства, Церковь посчитала необходимым во время войны и в период послевоенной разрухи заботиться не о своем, а о народном благополучии. Все православные приходы страны начали сбор денежных пожертвований и ценных предметов в фонд обороны. Не существовало ни одного прихода, не внесшего свой вклад в общенародное дело.

На церковные средства создана танковая колонна «Димитрий Донской»,   40 танков «Т-34» были построены на заводе Челябинска, их передача частям Красной Армии состоялась 7 марта 1944 г.,  и эскадрилья им. Александра  Невского из 6 самолетов.

С каждым годом войны сумма церковных взносов заметно росла. Эти средства шли на восстановление Сталинграда, на строительство сибирской эскадрильи «За  Родину», в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. По подсчетам Московской Патриархии, к  лету 1945 г. было собрано более 300 млн. руб., не считая  драгоценностей, вещей и продуктов. Реально же общая сумма была больше. Как минимум на несколько десятков миллионов, так как далеко не везде был организован учет  взносов.

Трудно назвать все виды патриотической деятельности духовенства. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также  перевязочные пункты, особенно в период отступления  в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы.  Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации  противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая  потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной  Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на  колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных  работ.

Особенно много священнослужителей трудилось в  военных госпиталях. Многие из них были устроены в  монастырях и находились на полном содержании монашествующих.

За патриотическую деятельность 40 представителей  духовенства были награждены медалями «За оборону  Ленинграда», 50 «За оборону Москвы», более 50 «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков «Партизану Великой Отечественной войны».

Следуя своей многовековой традиции в тяжелейшие годы войны Русская Православная Церковь была со своим народом и сделала все, чтобы страна одержала великую Победу.

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Ваша корзина