Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Путешествие чудотворной явленной Югской иконы Божией Матери в XVIII — XIX вв.: Углич, Молога, Мышкин, Рыбинск

Путешествие чудотворной явленной Югской иконы Божией Матери в XVIII — XIX вв.: Углич, Молога, Мышкин, Рыбинск

16 июня 1701 года по указу царя Петра Алексеевича «В память чудес Пресвятой Богородицы на Ярославской земле и ради душевного спасения и телесного здравия» в Петров пост был учрежден ежегодный крестный ход с чудотворной иконой в Рыбную слободу, где она оставалась неделю.

В 1771 году в Рыбной слободе случилось второе моровое поветрие. Жители Слободы с теплыми молитвами и сокрушением сердечным прибегли к заступлению Богоматери и принесли в Слободу чудотворную икону из Югской обители. С пришествием святой иконы моровое поветрие прекратилось. В благодарность Царице Небесной за Её милосердие и заступление жители Слободы сделали копию с чудотворной иконы и поставили ее в серебряном киоте в своем Спасо-Преображенском соборе.

В память чудес от иконы Божией Матери был установлен второй ежегодный крестный ход с чудотворным образом из Югской обители в Рыбную слободу к празднику Воздвижения Креста Господня. В 1773 году по просьбе жителей чудотворный Югский образ Богоматери стали приносить с крестным ходом в Углич, Мологу и Мышкин. По пути следования он посещал еще целый ряд сел и деревень.

До 1786 года празднование в честь чудотворной Югской иконы Богоматери совершалось 28 июля (10 августа по н. ст.), в день празднования в честь иконы Божией Матери Одигитрии. С 1786 года, когда Югская обитель была преобразована в общежительный монастырь, святая икона стала по месту своего пребывания называться «Югской», а празднование в честь Ее перенесено на 3 (16 по н. ст.) июня в память принесения в этот день преподобным схимонахом Дорофеем образа на берега Юги и избрания для него этого места Самой Пречистой Богородицей. В этот день совершался торжественный крестный ход вокруг монастыря. В начале крестного хода святая икона ставилась на престол, посвященный образу храма, и совершалась заупокойная лития по приснопамятном схимонахе Дорофее. 5 (18 по н. ст.) июня, в день памяти преподобного Дорофея, также совершался крестный ход и соборная панихида при его гробе.

В первый воскресный день после 5 июня чудотворный образ с крестным ходом переносился в г. Рыбинск, в котором и находился до конца месяца. В этот же период образ на несколько дней на конях отправлялся в г. Пошехонье и снова возвращался в Рыбинск. На следующий день после праздника святых апостолов Петра и Павла икона через лежащие на ее пути селения шествовала в Углич, Мышкин и Мологу, а к 12 августа возвращалась в Югскую пустынь. 20 августа в особо устроенной карете икона отправлялась из пустыни в многолюдное село Кой Тверской губернии на самой границе с Мышкинским уездом и возвращалась оттуда 7 сентября. 8 сентября чудотворная икона во второй раз торжественно отправлялась в Рыбинск и оставалась там до середины ноября.

Широкую известность Югская Дорофеева пустынь получила в конце XVIII века, когда превратилась в законченный величественный архитектурный ансамбль.

По левую сторону от царских врат главного собора обители во имя Живоначальной Троицы, построенного в 1793 – 1810 годах по образцу грандиозного Влахернского храма в Константинополе, находился сооруженный в 1811 году из позолоченного серебра киот для чудотворной иконы Божией Матери. Внизу соборного храма был устроен теплый придел в память избрания этого места святого иконою Богородицы, принесенною сюда преподобным Дорофеем, а за правым клиросом стояла гробница над местом упокоения преподобного Дорофея, и на ней были возложены те вериги, которые он носил.

В это же время на саму чудотворную икону вместо прежней, гораздо более скромной, была сделана новая драгоценная риза из крупного жемчуга, осыпанная многочисленными бриллиантами и другими драгоценными камнями.

Чудотворный образ на долгое время весной, летом и осенью покидал обитель и переносился с крестными ходами в города Углич, Мышкин, Мологу и Рыбинск. В обители появилась необходимость на это время заменять явленный образ копией. В 1828 году настоятель пустыни игумен Никанор испросил благословение епархиального начальства на переделку жемчужной ризы на копии чудотворного образа, чтобы по возможности улучшить ее качество. Риза на копии явленного образа была переделана в Москве купцом первой гильдии Лухмановым.

В 1838 году после возвращения чудотворной иконы из крестного хода стало видно, что жемчужная риза на ней стала осыпаться. Заметив эту неисправность, игумен Варфоломей просил разрешение перенизать ризу за счет благотворителей. В 1839 году риза была перенизана с прибавкой жемчуга и камней. Оценивалась она тогда в 50 тыс. рублей.

В 1847 году по завещанию благотворителя обители рыбинского купца Сергея Федоровича Тюменева в Петербурге для ношения святыни при крестных ходах изготовили серебряный киот весом 3 пуда 21 фунт (около 58 кг.). В его навершии было прочеканено Коронование Божией Матери, а на тыльной стороне — вид монастыря с явлением иконы и ее чудесами. В 1849 году для ношения иконы по домам был сделан меньший киот, обложенный по дереву серебром, весом 18 фунтов 6 золотников (более 7 кг.).

В 1883 году при настоятеле Югской пустыни архимандрите Поликарпе жемчужная риза на чудотворном образе Божией Матери была вновь переделана. На покупку крупного жемчуга и некоторых драгоценных камней настоятель истратил из своих личных средств до шести тысяч рублей. Когда эта чрезвычайно драгоценная и выполненная очень искусно и изящно риза была показана епархиальному архиерею, архиепископ Ярославский и Ростовский Нил предложил не носить её на святой иконе в крестных ходах, а приказал перекладывать на копию с чудотворного образа и оставлять в монастыре, а в крестные ходы надевать на чудотворную икону менее ценную ризу, сделанную для копии.

К этой благодатной иконе Богоматери притекали тысячи богомольцев, которые по своей горячей вере издалека приходили в Югскую обитель совершить поклонение дивному святому образу Приснодевы. К началу XIX века количество притекающих в Югскую обитель на поклонение чудотворной иконе Божией Матери богомольцев была настолько значительным, что ради них в обители ежедневно совершалось две Литургии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть − 5 =

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart