Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Путешествие чудотворной явленной Югской иконы Божией Матери в XVI веке: Псково-Печерская обитель

Путешествие чудотворной явленной Югской иконы Божией Матери в XVI  веке: Псково-Печерская обитель

В первые годы после избрания на Московское царство юного царя Михаила Феодоровича Романова вся земля Русская представляла из себя развалины разоренных городов и селений и была наполнена скопищами врагов, еще остававшихся в ней от страшного смутного времени. В южных пределах царства, в Астрахани, грабил жителей атаман Заруцкий с Мариною, женою убитого самозванца, заявляя намерение возвести на царский престол сына Марины и думая его именем лично владеть Русью. В скором времени этот злодей был лишен жизни. С запада поляки во главе с польским королевичем Владиславом, опираясь на выборный акт москвичей, давших присягу иметь своим царем Владислава, занимали Смоленскую и Черниговскую земли. С севера шведы под начальством генерала Делагарди занимали Новгородскую область, осадили Псков и грозили отнять из-под владения Московского царя все ближайшие земли, забирая в свои руки все больше и больше селений, не щадя жизни и достояния местных жителей.

В 50 верстах от Пскова стоял тогда, как и сейчас, благоустроенный монастырь Псково-Печерский. Для необходимости обороны русских земель этот монастырь на государственные средства был обнесен высокими каменными стенами с укрепленными башнями и бойницами. В случае нашествия врагов скромным инокам приходилось отражать их нападения и подвергаться всем ужасам осады неприятелей, пылавших ненавистью к жителям земли русской. Этот монастырь был вполне благоустроенным и имел многочисленную братию. Настоятелем его в это время был архимандрит Иоаким. Псково-Печерский монастырь был одним из наилучших в русской земле. В нем жили старцы, замечательные по своим подвигам. Между ними особенно славился тогда старец Дорофей. Уроженец области Ростовской, он еще в молодые годы принял монашеский постриг в этой обители и со времени поступления в число монастырского братства безвыходно пребывал в ней. Видя его строго воздержную жизнь, преклонные года, преуспеяние в молитве, смирение духа, обладающего неземной мудростью, архимандрит Иоаким постриг его в схиму. У старца не было уже мысли ни о чем земном. Он заключился в особую келию, носил вериги, пребывал в посте и молитвах, заботясь единственно о своем спасении. О такой подвижнической жизни слышали и ближние, и дальние и начали приходить в монастырь, чтобы пользоваться его советами для своего семейного благоустройства, а также просили и его молитв для умиротворения своей совести и этим сильно его беспокоили. Нередко случалось, что у старца не оставалось времени и возможности выполнить свое монашеское правило. Он смущался таким нарушением иноческого долга и нередко приходил в раздумье: угодны ли Богу эти его беседы с посетителями, нередко становившиеся препятствием к точному выполнению иноческих обетов.

В это время до Псково-Печерской обители донеслась весть о том, что враги государства осадили Псков и грозят идти дальше и дальше. Тогда грусть и тяжелая скорбь овладели сердцем старца Дорофея. Люди разных званий и состояний посещали Псково-Печерский монастырь, чтобы пользоваться советами старца, и он думал, что может случиться так, что ради его, грешного и немощного, враги решатся захватить и разгромить монастырь, рассчитывая на мнимые богатства обители, скопленные от множества приходящих. Старец стал размышлять: «Не вся ли земля Господня и не на всяком ли месте владычество Божие; и не все ли равно, где бы ему ни жить, лишь бы всецело угождать Богу, не причиняя опасности своим ближним? А здесь он не может выполнять своих иноческих обетов, будучи постоянно стесняем множеством приходящих». Обуреваемый такими думами, старец стал усердно взывать ко Пресвятой Деве Богородице, да укажет ему иной путь жизни, чтобы преуспеть в спасении души и чтобы святая обитель Печерская не потерпела разорения от врагов ради его грешного. Так нередко и усердно старец молился к Матери Божией, чтобы Она благоизволила управить путь его к несению пустынных подвигов: на дальнем ли севере, в странах ли восточных или где Её милости будет благоугодно. Так молился старец из-за беспокойства и боли сердечной при мысли о суетной трате времени на посетителей, которая тяжелым камнем угнетала его душу.

Раз, придя на утреннее богослужение 5 мая 1615 года и с сердечной болью взывая к Матери Божией, чтобы Она указала ему путь жизни, старец во время славословия услышал голос, повелевающий ему взять из обители икону Богоматери и идти с нею на свою родину. «Иди, – вещал таинственный глас, указывая место, где пребывала икона, – и вземши сущую тамо икону Мою, именуемую Одигитрию, гряди с нею на родину твою, тамо бо добр себе покой обрящеши». Старец прежде всего повергся ниц в благодарной молитве Пресвятой Деве за открытое изъявление Её воли. По окончании утрени схимонах Дорофей обошел монастырские храмы и, увидев эту икону, был поражен необычайным чудным явлением. Икона просияла в то время светом необычайным и явилась как бы обновленною, блистающею. Вновь повергся старец пред ликом Богоматери со слезами радости и благодарения за явленное в лике Её чудо преображения, после которого в сердце старца не оставалось уже сомнения в том, что Богоматерь Сама указывает ему, куда направить стопы свои и где вновь вести ему дело своего спасения.

С радостью в сердце преподобный Дорофей явился к настоятелю обители архимандриту Иоакиму, чтобы пересказать ему все, слышанное им и виденное, и испросить себе благословение на далекий путь, однако же столь желаемого благословения ему преподано не было. Рассказ схимонаха был выслушан настоятелем холодно и с явным недоверием. Архимандриту думалось:«Старец дожил до преклонных лет и вдруг прельщается мыслью об уходе на родину. Да это же с ним явное искушение! Можно ли отпустить старца в такое время, когда родной наш город (Псков) окружен врагами, которые легко могут явиться и сюда? Если я отпущу старца, то не повлияет ли это вредно на братий юных, которые могут после ухода старца даже самовольно оставить монастырь в минуты, самые опасные для него? О гласе от иконы и её обновлении не придумал ли нарочно старец, чтобы его просьба казалась убедительнее и он мог бы легче выпросить себе дозволение? И чего еще желать старцу, когда он пользуется общим от всех уважением и так многие приходят к нему за советом и дорожат каждым его словом?» Такие думы роились в уме настоятеля и расположили его отказать Дорофею. Смиренный старец упрашивал архимандрита Иоакима отпустить его, уверял, что все сказанное вполне верно и передано ему не как начальнику обители, а как духовному отцу, но никакие убеждения, никакие просьбы старца не сильны были изменить взгляд настоятеля. Он отказал в просьбе с уверенностью, что распорядился верно, и остался покоен духом.

В течение дня не раз вспоминалась Иоакиму эта непонятная просьба Дорофеева, не раз вновь казалась ему обольщением, мечтательностью, и он спокойно лег почивать, когда пришло время ночного упокоения. А старец возвратился от настоятеля в свою келью со скорбью в душе, с болью в сердце. Раздражаться и гневаться не способна была душа его; давным-давно он стяжал благодатный дар незлобия и все приключавшиеся огорчения, даже обиды, ему наносимые, прощал немедленно. Но тем не менее скорбь и печаль им чувствовались. Что же делать, чтобы по возможности успокоить смущенный и скорбный дух свой? У праведников при каждой приключающейся скорби употребляется всегда только одно средство – это молитва к Богу. Не медля ни минуты, скорбящий инок повергся ниц и в сокрушении духа просил Божией помощи, чтобы перенести мужественно встретившееся искушение и чтобы Господь успокоил дух настоятеля, явно оставшегося недовольным такою его просьбою. В новом же пути, таинственно ему указанном, он поручал себя благости и милосердию Царицы Небесной, взывая к Ней: «Ты, всеблагая Мати Божия, ими же веси судьбами, и яко же волиши, управи путь мой». Долго и усердно молился старец, и слезы умиления облегчили его скорбь. Настал вечер, старец выполнил келейное правило и вновь встал на молитву, прося Матерь Божию укрепить его в терпении и умудрить в недоумении его души: просить ли вновь настоятельского благословения или же до времени молчать, давая время начальнику обители на размышление. Святая Дева слышала молитву старца и не замедлила явить ему Свою благодатную помощь. В ту же самую ночь Она явилась в сонном видении настоятелю с лицом грозным и владычественным гласом сказала ему: «Зачем ты запрещаешь старцу Дорофею взять образ Мой и возбраняешь ему идти в повеленный Мною путь?» Сказав это, Явившаяся повелела архимандриту Иоакиму немедленно отдать указанную икону и отпустить старца с подобающею святой иконе честью. От страха такого видения настоятель пробудился. Живо представлялся в его памяти величественный вид Девы. Сомнение настоятеля прошло, теперь он желал только одного, – как можно скорее исполнить данное ему повеление. Утром собраны были все насельники обители, и уже не преподобный Дорофей, а сам настоятель архимандрит Иоаким пересказал братии просьбу старца и слышанный им таинственный глас, а также и его видение святой иконы в обновленном виде, которым он, настоятель, не поверил и старца из обители не отпустил, но в прошедшую ночь Сама Царица Небесная явилась ему во сне – присовокупил Иоаким – и грозно приказала ему передать Дорофею явленную ему икону Святой Девы с должной честью. Слышали это иноки из уст самого начальника монастыря и не смели ему не поверить, слышал и радостно дивился этому и смиренный старец. «Иди, – сказал ему архимандрит, – и укажи нам образ Божией Матери, указанный тебе в видении». Лишь только святая икона Богоматери Одигитрии была указана Дорофеем, она вторично просияла необычайным светом, что сподобились видеть некоторые из иноков, а в их числе и сам настоятель. Пораженный видением, архимандрит Иоаким сам понес святую икону в соборную церковь обители, соборне со всей братией совершил молебное пение пред ликом Святой Девы, благословил явленной иконою престарелого путника и отпустил его с миром и братским о Господе Иисусе Христе целованием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 6 =

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart