Местная религиозная организация православный приход Богоявленского кафедрального собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Почитание икон в литургическом пространсве православного храма

Данная статья посвящена чествованию священных изображений (иконы и плащаницы) в пространстве храма – вне богослужения и в самом литургическом действии, а также рассматриваются обряды и их значение, которые совершаются перед святыми иконами в современном богослужении, предусмотренные Уставом (предписаниями Типикона), и местные обычаи почитания икон, сложившиеся в г. Владивостоке.

Православный храм сложно представить без святых ликов Спасителя, Пресвятой Девы Богородицы и святых, которые помещаются по периметру храма и составляют иконостас (алтарную перегородку). Отец Павел Флоренский писал, что своей главной целью икона имеет «вывести сознание в мир духовный, показать тайные и сверхъестественные зрелища» [1, с. 101].

Среди множества исследований икон и иконопочитания можно выделить работы М.Н. Бутырского, О.Е. Этингоф и Н. Паттерсон-Шевченко, посвященные богослужебному употреблению чудотворных икон в Византийской империи [2, с. 145–154; 24; 12, с. 35-54]. Описанные ими чинопоследования совершались только в месте хранения святыни и по особому чину. Часто на этих последованиях присутствовала царская особа: присутствие императора и членов его семьи добавляло в чин, кроме самого моления, еще особые элементы – вход императора, шествие с иконой в палаты василевса и другие.

Каждая чудотворная икона по своей сути является предметом уникальным, поэтому регулярных чинопоследований, где бы подразумевалось обязательное использование икон, совсем немного, так как нельзя иметь святыню во многих местах одновременно для совершения богослужения.

В православном храме, где пребывает чтимая чудотворная икона, складываются свои традиции почитания икон. Рассмотрим это на примере храмов г. Владивостока.

Храм в честь апостола Андрея Первозванного на корабельной набережной г. Владивостока хранит в своих стенах чудотворный мироточивый образ святой великомученицы Параскевы Пятницы; миро истекает с 28 марта 2005 года с разной степенью интенсивности. Чествование великомученицы Параскевы перед ее образом происходит в течение седмицы следующим образом: в понедельник в 13.00 и 17.00 читается клирошанином акафист в честь святой; во вторник и в четверг в 13.00 совершается молебен с каноном вмц. Параскеве, а в 17.00 читается акафист великомученице чтецом или певчим. В некоторые воскресные дни после литургии совершается молебен, иногда с каноном, в честь великомученицы, и священнослужители набирают скопившееся миро из особого сосуда, расположенного под мироточивой иконой.

В храме святого благоверного Игоря Черниговского г. Владивостока в приделе святого великомученика Димитрия Солунского в местном ряду иконостаса справа от царских врат помещена икона Божьей Матери «Скоропослушница». Образ замироточил 8 ноября 2007 года во время всенощного бдения в честь великомученика Дмитрия Солунского на престольный праздник. Из руки Богоматери истекало миро, образующиеся струйки которого наблюдали настоятель и прихожане храма. После этого события образ особо почитается, по просьбам прихожан служатся молебны, иногда с акафистом, а через некоторое время установлена традиция по пятницам на молебне читать (петь) акафист перед образом Богоматери, иногда с чином освящения воды.

На полуострове Эгершельд в храме Казанской иконы Божьей Матери совершается Параклисис с чтением акафиста в честь Казанской иконы Божьей Матери – каждую среду, если нет Вечерни и Утрени накануне четверга. В этом случае священнослужители и прихожане собираются для прославления Богоматери перед храмовым образом, но явных свидетельств чудотворений через эту икону не зафиксировано.

Итак, особое почитание икон складывается в храмах в связи с наличием особо чтимых икон Богородицы или святых, но в приходской практике существуют уставные и устойчивые традиции почитания икон, рассмотрим их.

По традиции, православный христианин, входя в храм, прикладывается к иконам, выставленным для поклонения на аналоях. Сначала верующий целует икону праздника, затем прикладывается к наиболее чтимым образам. Молящийся совершает два поясных поклона перед лобзанием (целованием) образа и один после. Перед каждым поклоном осеняет себя крестным знамением в знак того, что он верует в Иисуса Христа, что заступничество Богородицы и святых, изображенных на иконах, сильно перед Богом. Поклоняясь иконам Спасителя, православный христианин произносит про себя Иисусову молитву или «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя»; к Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Пресвятая Богородице, просвети нас светом Сына Твоего»; святым – «Моли Бога о нас (пророче, святителю, преподобне и так далее) (имя рек)». В этих кратких обращениях к Пресвятой Деве и святым, по мысли К.Е. Скурата, выражается вера в необычную силу молитв Пресвятой Девы и святых о верующих и всем мире [15].

Существуют правила лобзания икон, которые действуют и сегодня. В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывается, что, прикладываясь к иконам Иисуса Христа, следует целовать ногу (при поясном изображении – руку, а при изображении «Спаса нерукотворного» чело, власы, лоб, ), к иконам Божией Матери и святых – в руку; к иконе Усекновения главы Иоанна Предтечи или изображении главы Иоанна Предтечи на блюде – в косу власов [18].

Целование святых икон имеет византийские истоки. Преподобный Максим Исповедник (582–662 гг.) писал, что в особые случаи целовали иконы Спасителя и Богоматери. Преподобный Иоанн Дамаскин сообщает, что после принятия важного решения и свидетельства прикладывались к святыням, прося таким образом благословение: «…и после этого все встали с места и со слезами, павши раскаялись и вознесли молитвы, и каждый из них целовал святыя Евангелия и честный крест, и изображение Спасителя нашего Иисуса Христа и родившей Его святой Богородицы, положивши, положивши (на эти святыни) и свои руки для подтверждения того, что сказано»  [5].

Святой Герман, объясняя обычай целования икон, писал: «Мы изображаем Сына Божия в доказательство того, что Он принял естество наше немнимым образом. С этой мыслию лобызаем икону Его, воспоминая воплощение Его» [18]. Таким образом, человек подтверждает истинность Боговоплощения и отвергает учение докетов.

В древности не существовала традиция лобзания икон при входе в храм, все иконы были рукописными и не закрывались стеклом, как сейчас. При постоянном лобзании с иконы стирались краски, а заказать новые образа стоило больших денег, поэтому к иконам прикладывались очень редко, только по особым предписаниям богослужебных книг.

Перед литургией священнослужителями совершается устоявшийся обряд целования икон перед входом в алтарь, предписанный служебником. При чтении тропаря: «Пречистому образу Твоему покланяемся…» священник и дьякон прикладываются к иконе Спасителя – слева от царских врат, а при чтении диаконом: «Милосердия сущи источник…»  священнослужители прикладываются к иконе Богоматери – справа от царских врат. На малом входе священник целует икону Спасителя сбоку царских врат, благословляет рукой свещеносца и  прикладывается к иконе Богоматери и, войдя в алтарь, целует престол [3; 18; 17, с. 74]. Объясняя целование икон на литургии, блаж. Симеон Солунский писал: «Когда архиерей целует врата, этим означается, что Христос открыл нам вход во святая через завесу плоти Своей» [10, с. 107].

В Православной Церкви в праздник Торжества Православия раз в год совершается одна единственная служба, во время которой иконы торжественно полагаются в центральную часть наоса на аналоях, и совершается обязательное их целование. В этот день Церковь празднует победу над разными ересями, в первую очередь, над иконоборчеством. Прежде всего эта победа выражается в особом последовании общественного богослужения, посвященного прославлению самого догмата об иконопочитании – Молебное пение в неделю Торжества Православия. Богослужебные тексты этого дня постоянно говорят о почитании икон. После Божественной литургии совершается «Последование Недели Православия»: духовенство выходит из алтаря и полагает на центральный аналой иконы Христа Спасителя и Божией Матери. В конце последования во время пения хвалебной песни свт. Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим» совершается демонстративное лобзание икон – это центральный элемент всего чинопоследования. Лобзание это имеет выразительный характер и свидетельствует о том, что прикладывающийся к образу не является иконоборцем, своего рода, проверка веры [1, с. 177–184].

Кроме того, по Типикону, во время пения полиелея (псалмов 134 и 135) выносится из алтаря икона празднуемого святого, в честь которого поется полиелей. В нашей русской московской практике икона святого лежит на аналое с самого начала службы. Но целование все равно происходит после полиелея [19, с. 25].

В современной практике на престольные праздники после Божественной Литургии совершается молебен с крестным ходом, во время которого несут храмовую икону и поют тропари праздника. Иногда перед входом обратно в храм священнослужители могут крестообразно осенять народ образом, что символизирует благословение Божьей Матери или празднуемого святого. Образ поднимают, чтобы его могли видеть все и поклониться ему, так как в большие праздники из-за многолюдства не все могут подойти к центральному аналою, где находится икона, чтобы поклониться и приложиться.

Возжжение светильников перед иконой символизирует пламенную молитву, горение сердца молящегося к Богу: как воск тает и смягчается от действия огня, так и сердце человека смягчается под действием благодати Духа Святого, происходит обожение естества – человек очищается и освящается Божественным огнем.

В храме возжжение светильников согласуется с песнопениями и священнодействиями служб. Чем живее и торжественнее радость Церкви о Господе и Его святых, тем больше бывает света при богослужении. Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать больше светильников, а при менее торжественных, печальных – меньше. Перед иконами Спасителя и Божьей Матери светильники (лампады) зажигаются всегда, а при начале вечерни зажигаются и другие лампады в местном ряде иконостаса и т.д. (Типикон, главы 14, 24, 25) [19, с. 62–65, 79–80;  9, с. 42-50].

В литургической традиции существуют дни, когда Русская Православная Церковь предлагает приходам своей юрисдикции совершать службы в честь разных чудотворных икон Божией Матери. В современном месяцеслове помещаются празднования в честь икон Богоматери в следующие дни года: в январе – 2, 7, 8; в феврале – 3, 7, 10, 18, 23, 25; в марте – 5, 15, 16, 18, 19–22, 25, 27; в апреле – 1, 6, 7, 16, 18, 25, 27; в мае – 1, 3, 7–9, 14–18, 20, 23; в июне – 7, 10, 11, 15, 18, 19, 21, 24; в июле – 1, 3, 6, 9, 11–13, 15, 17–25, 29, 30; в августе – 2, 5, 10, 17, 21, 26-31; в сентябре – 1, 4, 6, 8, 14–17, 19, 21, 24, 27–30; в октябре – 1, 6, 7, 14, 16, 20, 22, 25–28, 30; в ноябре – 4, 6, 12, 15, 20, 22, 25, 28; в декабре – 2, 10, 20, 22. Кроме постоянных дней памятей, существуют дни памятей в честь икон Божьей Матери переходящие: 1) Переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого Поста – Кипрская икона; 2) Во вторник Светлой седмицы – Иверская и Шуйская иконы; 3) В пятницу Светлой седмицы – «Живоносный источник»; 4) В День Святого Духа – Тупическая и Кипрская иконы; 5) В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице – икон «Споручница грешных» и Корецкой; 6) В Неделю Всех Святых – икон «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена»; 7) В 1-ю пятницу Петрова поста – иконы «Табынская» и «Знамение» Курско-Коренной»; 8) В 1-е воскресенье после 18 июня – Казанская-Коробейниковская икона [14].

Итак, если задаться целью и совершать службы в течение года в честь икон Божией Матери, когда есть дни памяти в месяцеслове в их честь, то 117 дней года будут посвящены иконам Богоматери. Самое меньшее дней памятей в честь икон Богоматери празднуется в январе – 3 дня, а самое большое количество дней памятей совершается в июле – 19.

Другое почитание икон, выполняемое священнослужителями, выражается в каждении фимиамом (ладаном, душистой смолой) во время богослужения, во время молебнов в храме и домах, крестном ходе. Архиеп. Вениамин, Нижегородский и Арзамасский в своем труде по толкованию литургических священнодействий приводит символическое толкование кадила и вкладываемого в него фимиама: это «дары от волхвов принесенные: злато, ливан, смирну»; также символ молитвы ко Господу, Божией Матери и святым. Молитва уподобляется дыму, возносящемуся от земли на небо [10, с. 28, 58].

По мнению архиеп. Вениамина и архиеп. Аверкия (Таушева), первое богослужение совершалось в Едемском саду, когда в нем жили первые люди, Адам и Ева, они ходили по саду и славили Бога и созданную Им красоту. По словам вышеприведенных авторов, храм – это Едемскай сад, и, когда во время службы открываются царские врата, алтарь и все пространство храма (наос – центральная часть и нартекс – притвор) как бы становятся раем. Обходя храм во время предначинательного псалма (Пс. 103), иерей каждением символизирует Адама, а диакон со свечей – Еву, а хор как бы от их имени поет: «Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси…». [10, с. 54-55]. В этом стихе певчие от лица первых людей усматривают величие и мудрость Творца через созерцание сотворенного мира. Во время входа с кадилом иерей прикладывается к иконам Спасителя и Богородицы при совершении чина благословения вечернего света [9, с. 210].

Каждение в храме бывает малым и большим. При малом каждении кадится алтарь, иконостас и народ с солеи, при полном каждении кадится алтарь, иконостас, народ с солеи, центральный аналой с праздничной иконой и весь периметр храма. Чаще всего каждение начинается с алтаря и первым кадится святой престол, а потом все остальное в описанной выше последовательности. Но после полиелея на утрени полное каждение начинается с середины храма, первым кадится центральный аналой крестообразно с четырех сторон, что подчеркивает глубокое чествование празднуемого события или святого. Это, пожалуй, единственный момент в суточном богослужении такого особого чествования святого изображения. Этот обряд крестообразного каждения иконы может совершаться не каждый день, а только в том случае, если богослужебные указания предписывают в честь святого служить полиелейную утреню или всенощное бдение [9, с. 81–92].

При пении 9-ой песни Священного Писания: «Величит душа моя Господа» с припевом: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» и так далее священнослужитель по окончании каждении алтаря стоит перед иконой Богоматери справа от Царских врат и, подняв кадило, возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим», а потом далее совершает каждение храма. В двунадесятые и некоторые великие праздники Песнь Богородицы заменяется особыми припевами, которые находятся в Ирмологии [19, с. 20–26, 77–78; 6, с. 188–196]. В Господские праздники при возглашении припева священнослужитель стоит с кадилом перед иконой Господа. Этими возглашениями особенно выделяются иконографические изображения Спасителя и Богоматери, помещенные по обе стороны от Царских врат, и прославляются изображенные на них лица еще раз, но уже в особых песнопениях, им воздается хвала.

В современной богослужебной практике на утрене вместо положенных двух или трех кафизм или после шестой песни канона может читаться (петься) акафист. Если в храме за богослужением присутствует диакон, тогда он непрерывно кадит чтимый образ, перед которым читается акафист.

Такое же непрерывное каждение может совершаться во время акафиста на «Чинопоследовании Общего Молебна». Требник предлагает вставить акафист в честь Спасителя, Богородицы или святого по 6-й песни канона и малой ектении перед чтением отрывка из Евангелия. В Требнике отсутствует упоминание, что после 6-й песни канона нужно читать или петь кондак, но при этом указано, что «Таже, аще хощет иерей, чтет акафист» [20, с. 216].

Раз в год, на утрене в субботу 5-ой недели Великого Поста, по Уставу поется Акафист Пресвятой Богородице [19, с. 884–885]. Этот день имеет несколько названий: «Похвала Пресвятой Богородицы», «Суббота акафиста», в просторечии – «Акафистная суббота». Синаксарь субботнего дня и повесть о Неседальном, помещенная в конце Триоди, объясняют учреждение этого праздника в знак благодарности Божией Матери за избавление Константинополя от нашествия персов и арабов [21, с. 612].

Акафист Пресвятой Богородице, разделенный на 4 части, поется на утрене в четыре приема, каждая из 4 частей начинается и заканчивается пением проимия[1] «Взбранной Воеводе». Первая часть поется после шестнадцатой кафизмы и малой ектении вместо седальна, вторая часть – по окончании семнадцатой кафизмы и малой ектении и снова вместо седальна. Третий отрывок распевается после 3-ей песни канона и малой ектении перед седальном, четвертый отрывок – после 6-ой песни канона и малой ектении, последний 13 кондак «О Всепетая Мати» исполняется трижды, после него вновь поются 1-й икос «Ангел Предстатель» и проимий. На практике обычно проимий поется на различные гласы, или на подобен, что очень украшает службу [1, с. 223–225; 13, с. 3–57; 7, с. 32–34; 4, с. 106–107]. Каждый раз священники выходят из алтаря к праздничной иконе Божией Матери и совершают каждение, если есть диакон(ы), то он(и) непрерывно кадят. В некоторых приходах есть устоявшаяся традиция читать или петь отрывки акафиста у разных икон Божьей Матери, которые находятся по периметру в киотах или на аналоях храма.

Непрерывное каждение Голгофы происходит во время панихиды и во время служения Пассии Великим Постом. Плащаница длительно кадится диаконом во время пения непорочнов на утрени в Великую Субботу. Плащаница Божией Матери кадится во время пения непорочнов и похвал в честь Нее на службе «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». [11; 22, листы 567–581; 1, с. 264, 564; 16, с. 95].

Важность нахождения плащаницы на Страстной Седмице в центре храма подчеркивает момент Великого входа на Литургии Великой Субботы. Если обычно шествие идет по солее, то в этот день священнослужители останавливаются перед плащаницей в центре храма, произносят поминовение священноначалия, а потом снова возвращаются в алтарь. Такой выход бывает раз в год, это действие говорит о том, что великая святыня Церкви – тело Спасителя – лежит в центре храма на тридневном ложе (аналое или подставке в форме гроба), и тем самым алтарь как бы продлевается до плащаницы.

Таким образом, в православной традиции установлены специальные службы, для совершения которых необходимы священные изображения. Литургическое чествование икон, Голгофы (Креста) и Плащаницы совершается в особые моменты служб суточного и годового кругов богослужений и выражается в лобзании, возжжении светильников, воскуривании ладана и литургических шествий.

Список источников и литературы

  1. Богослужебные указания на 2009 год. Для священно-церковнослужителей. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 848 с.
  2. Бутырский М.Н. Византийское богослужение у иконы согласно типику монастыря Пантократора 1136 года // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М.: Мартис, 1996. С. 145-159
  3. Входные молитвы // Википедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B (дата обращения: 11.04.2014)
  4. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т.1. Сергиев Посад: Моск. Духов. акад, 1998. 592 с.
  5. Иоанн Дамаскин, прп. Свидетельства древних и славных святых Отцов об иконах // Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony (дата обращения: 10.04.2014)
  6. Ирмологий. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 224 с.
  7. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и Эортология. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. 151 с.
  8. Малый вход // Православие.Ву URL: http://www.pravoslavie.by/page/malyj-vhod (дата обращения: 25.07.2014)
  9. Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 878 с.
  10. Новая Скрижаль, или объяснение о церкви, литургии и всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. 309 с.
  11. Пассия, или Чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999. 176 с.
  12. Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство / ред.-состав. А.М. Лидов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 35-54.
  13. Похвала Богородице. М.: Храм Трем Святителей на Кулишках, 1999. 72 с.
  14. Православный церковный календарь 2012. М.: Изд-во Московской патриархии Русской Православной церкви, 2011. 241 с.
  15. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Клин: Христианская жизнь, 1999. 176 с. URL: http://www.wco.ru/biblio/books/skurat2/Main.htm (дата обращения: 9.04.2014)
  16. Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998. 183 с.
  17. Служебник. Литургия Святителя Иоанна Златоустаго. Сергиев-Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. 302 с.
  18. Таинственный смысл Церковных священнодействий. М.: Отчий дом, 1996 URL: http://www.pagez.ru/olb/040.php#1.8 (дата обращения: 25.07.2014)
  19. Типикон. СПб.: Общество свт. Василия Великого, 1997. Т.1. 590 с.
  20. Требник. В 4 ч. Ч.1. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 528 с.
  21. Триодь Постная. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. 1110 с.
  22. Триодь Постная. Ч.2. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 1992. 384 с.
  23. Флоренский П., иер. Иконостас // Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 334 с.
  24. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XII веков. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 312 с.

[1] Проимий – в греческой традиции это название первого песнопения акафиста, обычно он никак не надписывается. В русской традиции он называется первый кондак, в текстах надписан Кондак 1.

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart