Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

О традиционных и ложных ценностях

О традиционных и ложных ценностях

Выживание нашего народа и возможность его плодотворного творческого развития зависят главным образом от сохранения традиционной христианской системы ценностей, которая на протяжении тысячелетия исторического бытия России являлась неколебимым фундаментом, на котором выросла подлинно великая государственность и культура.

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда не просто  разрушаются традиционные ценности, но и активно  внедряются в общественное сознание ценности ложные, например толерантность, возведенная в ранг  фундаментальной основы современного западного  общества. Все существующие про граммы по формированию толерантности нацелены не столько на  воспитание в людях «терпимости», сколько на изменение духовных основ личности и характера межличностных взаимоотношений.

По отношению к сложившимся в России духовно-нравственным ценностям и религиозно-культурным  православным традициям сторонники толерантности  настроены негативно. Идеологи толерантизма характеризуют его как светскую духовность, которая превосходит традиционную религиозную (прежде всего  христианскую) духовность. Они требуют «отказа от  догматизма, от абсолютизации истины», и в то же  время благосклонно относятся к распространению на  территории России зарубежных духовно-ценностных  систем.

Исторически толерантность как моральная норма  возникла на определенном этапе развития западных  государств и является рационалистической попыткой  хотя бы как-то обеспечить стабильность охваченного  религиозными противостояниями общества. Отторгающая всякую сердечность, толерантность исторически родилась на совершенно другой почве, да и там  не принесла никаких достойных плодов, и нам странно было бы подменять ею привычные еще и сегодня  на Руси сочувствие, сострадание, гостеприимство,  в основе которых лежит восприятие человека как образа  Божия.

Как можем мы говорить о формировании толерантности, о принятии другой культуры, если у нас самих, у наших детей не сформированы основы своей собственной  культуры, собственного национального мировоззрения? Не зная своего, узнавать чужое небезопасно, к тому же существуют определенные механизмы наследования культурно-  го опыта. Как писал замечательный русский педагог к.д.  Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок  вскармливается молоком матери; прежде чем учить ребенка  любить другие страны и другие народы, надо его научить  уважать свою страну и свой народ». Воспитание детей  должно быть культуросообразным. Только тогда можно  сформировать патриота и гражданина своей страны.

К сожалению, в настоящее время патриотизм и гражданственность занимают одно из последних мест в системе ценностей молодежи. В целом по России до 70% призывников не желают служить в Вооруженных Силах, значительная часть молодежи выражает желание покинуть  Родину (20 % российских старшеклассников и студентов  затрудняются ответить, в какой стране они хотели бы жить,  а 31 % участников опроса заявляют, что хотели бы жить не  в России, а в другой стране).

В общественном сознании продолжают сохраняться  устойчивые негативные стереотипы социального поведения: нигилистическое отношение к праву, низкая правовая культура и маргинальное правосознание. Отсюда и  гражданская индифферентность, неисполнение законов,  пренебрежение исполнением гражданского долга и конституционных обязанностей. Все это является следствием  длительного периода идеологизированного воспитания  молодых поколений, основанного на негативном отношении ко многим отечественным гражданско-патриотическим и духовно-нравственным традициям.

В сознании и действиях многих детей, подростков и  молодых людей устойчивы такие негативные явления, как  высокий уровень нигилизма, правового конформизма и  правовой маргинализации, эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, отечеством.

Ситуация еще более усугубляется недостаточной развитостью гражданского общества, а также существующим  кризисом семьи, низким уровнем правовой, психологической и духовно-нравственной культуры большинства  современных родителей, их некомпетентностью и небрежностью в вопросах гражданско-патриотического и  духовно-нравственного воспитания своих детей. Зачастую  это вызвано необоснованными ожиданиями решения  этой проблемы от государства и перекладыванием на  него такого воспитания.

Существенный вклад в развал гражданско-патриотического воспитания и умаление ценностей гражданственности и патриотизма на протяжении ряда  лет вносило массовое распространение через прессу, телевидение, радио, интернет, наружную рекламу  пропаганды отрицательного или пренебрежительного  отношения к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, в том числе обязанности  защиты государства, патриотизму, гражданственн-  сти, истории и традициям страны, пропаганды безнравственности, праздного образа жизни, насилия,  преступности. Планомерно осуществлялась дискре-  дитация гражданственности и патриотизма. И только  сейчас ситуация стала постепенно изменяться.

Можно привести немало реальных свидетельств  того, что в ходе реализации социокультурной политики,  осуществляемой совместными усилиями государства,  общества и Церкви, отношение населения к прошлому  и настоящему нашей родины становится более позитивным и однозначным. Это важно, так как в структуре  сознания молодежи наиболее конструктивным является традиционное культурно-историческое понимание  патриотизма как чувства любви к Родине, ее истории,  культуре, обычаям и традициям.

Когда мы говорим об истории, то часто сталкиваемся с совершенным незнанием нашими гражданами  истории Государства Российского. Когда в 2005 году  было принято решение о введении в качестве государственнот праздника Дня народного единства 4 ноября,  для многих это было непонятным. Но нижегородцами он  воспринимается органично, потому что в 1612 году призыв  к спасению России прозвучал именно в Нижнем Новгороде, и там это хорошо помнят.

Люди должны знать свою историю — это укрепляет их  духовно, и мы должны учить истории и детей, и взрослых.  Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может нас многом научить.

Церковь, православная вера остается величайшей святыней для огромного большинства населения России и ве-  ликой исторической силой, созидавшей Государство Российское. Ныне нам предоставлена возможность свободно  совершать свое служение в общенациональном масштабе.  Это не только поможет нашему народу выжить, но и будет  способствовать его плодотворному творческому развитию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 9 =

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart