Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

МОЖНО ЛИ ПОБЕДИТЬ СТРАСТИ?

МОЖНО ЛИ ПОБЕДИТЬ СТРАСТИ?

Святые отцы много писали о том, как зарождаются и живут в душе человека разрушительные чувства и греховные желания. Но как увидеть в себе действие страстей и с чего начать с ними бороться?

Увидеть в себе действие стра­стей может только тот, кто начи­нает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осу­ществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение по­могает провести маленькое иссле­дование в самом себе. Откуда, что, почему берется. Не хочу чего-то, а делаю. Стремлюсь к одному, а мо­тивы какие-то противоположные возникают. Об этом прекрасно ска­зал в своем послании апостол Па­вел — горе мне, бедный я человек: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю все снова и снова» (Рим. 7: 19). Во мне действует грех, говорит апостол Павел дальше. И когда человек это действие увидит — не просто прочитает, узнает из книг, а имен­но увидит в себе, — тогда он будет способен каяться.

Если человек будет внимательно смотреть внутрь себя, то поймет, что в нем действуют какие-то на­строения, побуждения, от которых ему хотелось бы избавиться. А если человек обнаружит это действие в себе, то он способен каяться. Ина­че, если он этого не видит, не знает, то в чем каяться? Только во внеш­них проявлениях? Но они суще­ственно человека не меняют. А ведь только благодаря познанию того, что наша душа поражена действи­ем страстей, начинается настоящая духовная жизнь. И она совсем не простая. Вся жизнь христианина проходит в духовной брани. Меж­ду разумом нашим, нашей душой и теми помыслами, которые не­престанно воздействуют на чело­века. Так же как если перенестись в область физики, можно сказать, что на нас действуют космические энергии — солнечные лучи, маг­нитное поле. Часто средства мас­совой информации говорят, что сегодня магнитные бури, прини­майте лекарства, может повысить­ся давление. И те, кто подвержен их влиянию, принимают меры предо­сторожности. Так же и в духовном мире — прилоги, помыслы, брань находят на душу человеческую. Человек часто бывает застигнут этим состоянием врасплох и сам не понимает, откуда это и что с ним происходит. Только когда он нач­нет читать Священное Писание, внимать слову Евангелия, читать святоотеческую литературу, тогда у него возникнет полная картина. Оказывается, что ветхая природа человека, адамова природа, о ко­торой воздыхал апостол Павел, она действительно нам свойствен­на и является полем действия страстей, которое каждый человек в себе несет.

Страсть не врожденное понятие — не бывает у младенцев дурных склонностей. Они прививаются со временем. Вырастают на естествен­ной почве, если человек совершает поступки, которые противополож­ны совести, нравственным нормам поведения. Если он не внимает это­му, тогда вырабатывается привыч­ка, начинается тяга к дурному — к курению, к рюмке, еще к чему-ни­будь. Вот, например, как рассужда­ет неопытный юноша: «Ничего тут такого особенно неприлично­го нет, если я немного выпью. Ну что я, взрослые пьют, и я немного выпью». А потом незаметно, если никто не следит, не одергивает, не воспитывает, может появиться бо­лезнь, когда человек уже зависим. Здесь приходит склонность к по­року, к проявлению какой-то немо­щи. Если будем внимательны, если человек преодолеет прилог, иску­шающий его, осознает сам или ему подскажут, он согласится и скажет: «Я лучше воздержусь». Тогда в нем не разовьется порочная страсть.

В духовной жизни каждого человека вначале идет прилог. Он может идти от падшей природы, от излишеств в пище, от невни­мательной жизни. Прилог может идти и от демонов. Потому что де­моны овладевают человеком путем насаждения в его душу страстей. И если человек преодолеет на на­чальном уровне их прилог — умом, волею, покаянием, — то слава Богу. А если не преодолеет, за прилогом последует пленение души, согласие сердца, и потом, по определению аскетики, в нем рождается страсть. Святые отцы говорят, что страсть — это начало демонического вли­яния, которое попадает в челове­ческую душу и разрушает ее. Когда человек обнаруживает в себе дей­ствие страстей, молясь, постясь, воздерживаясь, прибегая к пока­янию, читая Священное Писание, он понимает, что не свободен. У одного гордыня непомерная, у другого — блудные наваждения.

Один святой отец говорил, что борьба со страстью подобна бит­ве со львами. Что будет, если нас бросить в клетку со львами? Да они нас сразу разорвут. Поэтому нельзя относиться к этой борьбе слишком легковесно — вот, мол, я сейчас пойду, попощусь, помо­люсь, и страсть во мне перестанет действовать. Да, она может ослаб­нуть, если ты искренне принесешь покаяние, если ты действительно по-настоящему принесешь Богу пост, смиришься, вооружишься терпением, постоянной молитвой. Но сказать, что ты стал полностью свободен от страсти, нельзя, по­тому что придет время, когда дей­ствие страстей в тебе может снова заявить о себе. Они в тебе остают­ся, хотя и приглушены. Действие страстей сравнивают с сорняками, с тернием. Хозяин посеял злаки и вдруг, как сказано в евангельской притче о сеятеле, рядом с такой же силой и даже с большей начина­ют расти сорняки. В этой притче показано, что доброе семя растет в нас рядом с семенем страстей. И часто бывает, что семя порока заглушает доброе. Что делать? Во многих притчах Господь объяснял, что поле своего сердца нужно по­стоянно обрабатывать, так чтобы влияние терния страстей не заглу­шало добрых насаждений, добрых плодов, которые ты должен в жиз­ни принести. Поэтому святые отцы рекомендуют не браться сразу, с наскока. Не думайте, что борьба со страстями — это просто. Нет, эта брань, может быть, дело всей жиз­ни. Почему? Потому что свобода от страстей — это уже бесстрастие. А бесстрастие есть у кого? У святых. Только подвигом веры, подвигом любви к Богу, исполнением запове­дей Божиих можно победить стра­сти и стать святым. А мы еще сто­им на этом пути. В какую-то меру мы, чуть-чуть увидев свои страсти в покаянии, можем пресекать их действие, но корни остаются глу­боко. Мы не должны расслаблять­ся и думать, что уже освятились, очистились, избавились от них. Нет, всегда нужно трезвиться, бодрствовать и малейшее движе­ние, помысел дурной — пресекать. Это то, чему нужно в первую оче­редь учиться в духовной брани: пришел помысел, ага, я осудил другого, но нет, я тебя не приму, ты семя не мое, ты чуждое семя, и я не хочу, чтобы ты имело место в моей душе. Пришел гнев — ему нужно тут же противостать, взмолиться: «Господи, помоги мне, избавь меня от этого порочного намерения, по­тому что оно разрушающе действу­ет на мою душу!» Господь говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого по­глотить» (1 Пет. 5: 8). Вот трезве­ние, бодрствование, пост, молит­ва, покаяние и помогают человеку преодолеть порочное состояние и очистить те страсти, которые в них действуют от неразумной жизни.

В нашей аскетике описаны во­семь основных страстей: объяде­ние, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, из которых потом вы­растают другие грехи. Каждой страсти есть противоположная добродетель. Сребролюбию — ми­лосердие, гордости — смирение и самоукорение, обжорству — воз­держание и пост, лености — молит­ва. В учении аскетики говорится не только о страстях, но раскрывают­ся и добродетели, при помощи ко­торых человек может противосто­ять действию страсти, и она будет ослабевать.

Для начала рекомендуется вы­брать какую-то основную свою страсть и, вступая на борьбу с ней, просить Бога, умолять, чтобы Он помог в этой брани, избавил бы от нее. Например, человек осуждал всех подряд, но понял, как это па­губно, как это ему вредит, и стал внимательнее следить за собой. Или, допустим, он сквернословил, но потом понял слова апостола Павла, что пусто благочестие че­ловека, если он не обуздывает сво­его языка, и положил начало этой брани, сказал себе: «Я буду разум­но произносить слова, а пустых буду избегать» — так он начинает борьбу. Потом с Божией помощью, преуспев, он сможет перейти и к исправлению помыслов, а исправ­ляя помыслы, начинает врачевать саму страсть.

Как понять, какая страсть глав­ная? Есть разные мнения. Некото­рые святые отцы считают, что все начинается с лености и праздно­сти. От них рождается уныние, от уныния может прийти отчаяние, а потом от отчаяния человек и жиз­ни не рад, готов с собой покончить. Это перспектива, которая идет от земли к небу или от простого к более высокому. Другие святые считают, что начало всех грехов — гордость. Потому что от гордости начинается зависть, обособление себя, эгоцентризм, самолюбие, са­мооправдание, самовозношение. Священное Писание прямо гово­рит, что от зависти дьявола в мир вошел грех. Дьявол позавидовал человеку, Адаму и Еве, всеял гор­дый помысел, что они будут как Боги, им действительно этого за­хотелось, и началось их отпадение от Бога. Этот путь развития стра­сти явно указан Священным Писа­нием. Но как бы мы ни подошли к этому, мы видим, что страсти начи­нают развиваться в человеческой душе и проявлять свое пагубное влияние, когда человек или от не­радения, или от неверия начинает расслабляться, унывать, наступает духовная леность, гордость ума. Гордый теряет благодать, а без благодати Божией тут же страсти входят в человеческую душу. От гордости человек может дойти до скотского состояния, когда гово­рит, что он лучше всех, что ему все позволено, или, увидев свои стра­сти, говорит, что с ними и бороться нечего, «я такой, какой есть, у меня характер такой».

Часто люди, которые говорят «у меня такой характер», на самом деле просто не хотят работать над собой. Потому что исправить себя — это самое трудное дело. Даже Петр I говорил: «Стрельцов сми­рил, сестру свою Софию отправил в монастырь, шведов победил, а себя победить не могу». Так же и мы иногда говорим. Я такой, я та­кая, у меня характер. В аскетиче­ской литературе есть рассуждения о том, что благодать, действуя в че­ловеке, сохраняет за каждой лич­ностью характерные ей природные качества. Один решительный, дру­гой горячий, третий тихий, чет­вертый милосердный, смиренный духом. Святые отцы утверждали, что благодать не меняет природу, она дает человеку избыток Боже­ственной силы, но его качества мо­гут оставаться прежними. Только нужно внимательно следить, что­бы за этими природными данными не скрывалось нерадение, леность, безразличие к духовной жизни. Если твой характер ведет к дур­ному, тогда отсекай это дурное от своего характера. Меняй свой дур­ной характер.

Борьба со страстями должна быть очень разумной. Человек дол­жен осознать, что борется с силой, которая во многом превосходит его. Легко допустить в себя дей­ствие демонических страстей, но исцелить себя самому невозможно. Когда увидишь все это, руки опу­скаются. Как я могу с этим спра­виться? Действительно, если чело­век без рассуждения отнесется к этому, а опыта духовного еще нет, и вера, может, еще слаба, решимости, может, мало, воли к исправлению, — тогда получится плохо. Есть в Евангелии такое слово Спасителя: если ты собираешься строить дом, посмотри, есть ли у тебя на него средства, а то фундамент сделаешь, а на сам дом не хватит. Так же если твоей стране грозят войной, и ты сразу пойдешь сражаться, можешь попасть впросак. Нет, ты сначала сходи, посмотри, узнай, какое там войско, в каком оно снаряжении, какие средства вооружения у него есть, какое количество воинов, по­том взвесь, сможешь ли противо­стоять? Вот так и в духовной борь­бе. Часто в ревности и горячности человек начинает призывать: «Да­вайте сейчас будем поститься, мо­литься, все страсти разом побе­дим». Особенно это свойственно неофитам: пост — значит сухояде­ние, и вот они начинают пропове­довать Великим постом, что масло не надо, варить тоже не надо! Это только показывает, что человек еще совсем не опытный, он не понима­ет, что духовная жизнь организует­ся не на один день, не на два, не на пост, а на всю жизнь. Возьмется по горячности, может и других увлечь за собой, но потом все это, как пра­вило, рассыпается.

Постижение духовного мира возможно только с большим терпе­нием, с вниманием, постоянством, углубленностью — тогда только открывается эта область, в кото­рой ты можешь по крайней мере определиться, увидеть, познать и со смирением, с терпением, уповая на благодать Божию, постепенно начинать борьбу со страстью. Если человек не смиренный и не имеет дара рассуждения, знания Свя­щенного Писания, правил аскети­ки, он не справится.

Так как же правильно начать эту борьбу со страстями? Молясь, веруя, исповедуя свои грехи, веди простой и воздержанный образ жизни, соответствующий уровню твоей духовности. Не впадай в са­мочиние, в крайности, проси Бога о помощи, и Он не оставит тебя в этой борьбе наедине со львами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 1 =

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart