Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Драгоценные дни Страстной седмицы

Драгоценные дни Страстной седмицы

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы про ходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим ≪сшествуем Ему и сораспинаемся Ему≫. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить всё суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет  собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Страстная седмица — время особенное для каждого православного христианина. Значение ее определяется не только величием праздника Пасхи, к которому она готовит и который непосредственно предваряет, но исключительным богатством содержания, глубиной духовных переживаний, захватывающих каждого человека, внимательно вслушивающегося в слова ее уникальных песнопений и чтений. Богослужения Страстной седмицы по-особому величественны и торжественны, песнопения умилительны, они не только строги, но и необыкновенно красивы.

Неделя называется Страстной, потому что посвящена последним дням земной жизни Христа, Его святым страстям, страшному распятию, непостижимой крестной смерти? — как Бог может умереть? —  и, наконец, погребению. Строго говоря, Страстная седмица уже не относится к Великому посту, Святой Четыредесятнице, которая заканчивается перед Вербным воскресеньем, Входом Господа в Иерусалим, но это время постное, и еще строже, чем прежде. Воздержание становится в это время особенно важным. Закон духовной жизни таков: что бы освободить дух, нужно утеснить тело. Его сформулировал еще апостол Павел. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется,  писал он в послании к Коринфянам (2 Кор. 4, 16). До ≪тления≫ обычным современным постникам, конечно, далеко, многие и постятся-то для того, чтобы укрепить и оздоровить тело, а вовсе не утеснить. Но это не меняет смысла церковных установлений, хотя вся кий их понимает по-своему.

Поститься только телом не только бесполезно, но иногда и опасно, потому что душа, утесненная в пище, становится особенно восприимчивой к впечатлениям не только добрым, но и дурным. Например, есть люди, которые постом начинают чрезвычайно болезненно реагировать на терпимые ими в обычное время мелкие бытовые недостатки родственников, изводя их придирками, а себя самоедством. Если душевную утонченность, вызванную постом, не использовать для христианского делания, телесное воздержание может не принести никакой пользы. Именно поэтому ≪пищу души≫ нужно подбирать в это время особенно тщательно. Святая Церковь, учитывая это, предлагает нам всё нужное для возрождения и обновления. Человек, по-настоящему проведший пост, молившийся со слезами в течение поста и на Страстной седмице, встретит Пасху не просто как радостное событие, но она станет для него поистине залогом вечной радости ≪Пасхи нетления≫ в Царствии Божием.

Всякий день Страстной седмицы драгоценен и по-своему уникален.

В Великий Понедельник Церковь обращает нас к образу библейского Иосифа, проданного братьями, но простившего их и ставшего в конце концов их единственной надеждой и спасителем от голодной смерти. Так и Христос, страдавший за наши грехи и преданный на смерть, искупил нас и простил, будучи не только Творцом и Промыслителем, но и Спасителем мира.

В понедельник же Страстной седмицы Святейший Патриарх начинает чин миро варения, который совершается по общецерковной потребности, но не чаще чем раз в году и приурочен к этим святым дням. Миро, которое затем распределяется по епархиям и приходам и употребляется для Таинства Миропомазания, варится в течение трех дней: понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Всё это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы мешают миро. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом за  Божественной литургией.

В Великий Вторник вспоминается, как Христос был в Иерусалимском храме, учил там, проповедовал и обличал. Первосвященники, книжники, фарисеи понимали, что Он говорит о них, но вместо того, что бы исправиться, хотели уничтожить своего Обличителя, и добились Его распятия. Не так ли и мы, слыша Евангелие, внимая молитвам, продолжаем грешить, а, значит, причисляемся к сораспинателям Христа. Ведь и наши грехи являются причиной Его крестных страданий.

В Великую Среду вспоминается грешница, которая помазала драгоценным миром ноги Спасителя, омыла их слезами и отерла их ≪власами главы своея≫, символически готовя Его к погребению. В среду Иуда решается предать Христа за 30 сребреников. День этот учит нас тому, что и грешники могут заслужить прощение и стать учениками Господа, а ученики превратиться в предателей. С кем мы? С раскаявшейся грешницей, со слезами припадшей к пречистым стопам Спасителя, или с безумцем, сначала находившимся среди избранных Господом, а по том отпадшим и отчаявшимся?

В этот день совершается последняя в этом году литургия Преждеосвященных Даров, на которой в последний раз произносится молитва прп. Ефрема Сирина с земными по клонами. Согласно Уставу, с этого времени земные поклоны отменяются до праздника Пятидесятницы, за исключением поклонов, совершаемых у Святой Плащаницы.

В 17.00 по обычаю во всех православных храмах совершается общая исповедь.

Четверг перед Пасхой день воспоминания Тайной Вечери. В этот день Господь Спаситель собрал учеников за трапезой для того, чтобы благословить хлеб и вино, установив Таинство Евхаристии (благодарения). Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 2628).

По традиции в этот день все православные христиане стараются причаститься Божественного Тела и Крови Христа Спасителя, поскольку это день особого воспоминания установления Господом Таинства Евхаристии.

Вечером в 17.00 в храмах совершается чтение двенадцати Страстных Евангелий, во время которого верующие молятся с зажженными свечами в руках. После прочтения двенадцатого Евангелия свечи не тушатся, а благоговейно уносятся православными людьми в свои дома. Этими свечами на дверных косяках и оконных проемах изображают Крест Христов и в ≪красных углах≫ молитвенных комнат зажигают лампады.

День Великой Пятницы выделяется особо даже в непрерывной череде того особого, что предлагает нам Страстная седмица. В этот день мы вспоминаем, как Господа осудили на смерть, распяли, как Он страдал и умер за нас на Кресте, как был погребен в иссеченном в скале гробе.

Литургии в этот день не бывает, с утра совершаются Царские Часы. В 14.00 по обычаю в православных храмах совершается вечерня с выносом Святой Плащаницы. Благочестивые христиане ничего не вкушают до момента, когда они могут приложиться к вынесенной на середину храма Плащанице. По древней традиции русского народа в этот день благочестивые христиане приводили в храмы детей, что бы те могли поклониться изображенному на Плащанице Христу Спасителю. В 18.00 совершается утреня с Чином Погребения Христа Спасителя и обнесением Плащаницы вокруг храма.

Великая Суббота  день, непосредствен но примыкающий к Пасхальной ночи, и поэтому проникнут предчувствием ее светозарного торжества. Литургия Субботы служится в светлых одеждах. Ночь про шла, а день приблизился  как бы восклицает Церковь следом за апостолом Павлом (Рим. 13, 12).

С 12 до 18 часов совершается освящение куличей и творожных пасох. Этот обряд совершается один раз в год, только в этот день.

В 21.00 совершается общая исповедь перед ночным богослужением, а в 23.00 — Полунощница с чтением канона Великой Субботы, и Святая Плащаница заносится в Алтарь до следующего года. В 23.40 начинается Пасхальный Крестный Ход.

≪Страстная седмица длится изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, нет ей перерыва, она, как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя всё; одно сгорит, и ничего от него не останется, а другое устоит, как золото и серебро…≫,  писал митрополит Антоний Сурожский. Что должно сгореть в нашей душе, а что переплавиться, очиститься, просветлиться? Задумаемся над этим на Страстной…

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Ваша корзина