Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Дискуссионный вопрос на Курганском уездном съезде духовенства и мирян в 1918 г.

Дискуссионный вопрос на Курганском уездном съезде духовенства и мирян в 1918 г.

Помните, в фильме Н. Михалкова «Солнечный удар», главный герой пытается понять, почему всё именно так произошло и ищет истоки крушения всей своей жизни. Рефреном идёт вопрос: «Как всё это началось?». Прошло столетие с момента гибели российской империи. Этот печальный юбилей невольно нас заставляет искать ответ на главный вопрос ХХ века: «Как всё это могло случиться? Когда всё это началось?». Особенно сложно объяснить сложившуюся тогда в стране ситуацию детям, родившимся в неатеистическом государстве. И всё-таки, где она, точка отсчёта? С какого момента огромная православная держава превратилась в атеистическую республику? Когда читаешь исторические документы об утрате церковных зданий в 1950-е гг. или о  закрытии храмов в 1930-е гг., то понимаешь, что всё это уже следствие. Самой первой причиной стал пресловутый  Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Именно на него, как на незыблемый закон, ссылаются все «недоброжелатели» Церкви и сегодня.

Вопрос об издании декрета был впервые поставлен в Совете Народных Комиссаров 24 (11) декабря 1917 г. Для его разработки была образована специальная комиссия. Подготовленный комиссией текст декрета, после внесения в него В.И. Лениным ряда поправок и дополнений, был утвержден 2 февраля (20 января) 1918 г. (На фото – черновик Декрета с пометками Ленина). Всего 13 пунктов, изменивших судьбу миллионов верующих…

«1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

  1. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
    5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.
    Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
    6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
    7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.
    8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
    9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
    Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
    10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
    11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
    12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
    Прав юридического лица они не имеют.
    13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».

Декрет должен был обсуждаться в каждом приходе. Приговоры церковно-приходских собраний прилагались к протоколу № 6 Курганского уездного съезда духовенства и мирян, в котором были представлены замечания о декрете. Съезд проходил в Кургане с 27 февраля по 1 марта 1918 г. В нём приняло участие 130 человек: 41 священник, 8 диаконов, 9 псаломщиков и 72 мирянина. Лица, не делегированные от приходов уезда, могли принять участие в работе съезда с правом совещательного голоса. Этим правом воспользовался делегат крестьянской секции Курганского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Никон Маркович Иванов.

Съезд духовенства и мирян православных и единоверческих приходов Курганского уезда Тобольской епархии был организован «для объединения духовенства и мирян, для оживления и урегулирования всех областей церковно-приходской жизни в уезде». Основным вопросом на повестке дня было обсуждение Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованного в № 25 «Известий Курганского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». В начале обсуждения была почтена память лиц,  павших в трагический год установления новой власти. Обсуждение было постатейным, после чего Съезд постановил «считать декрет приемлемым со следующими изменениями».

По первому пункту: «Церковь отделяется от государства, но не лишается права нравственного воздействия на него». По третьему пункту: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры, отменяются. Примечание. В официальных документах обозначение вероисповедание не обязательно, но допустимо».  По четвёртому пункту: «Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений могут сопровождаться религиозными обрядами». По шестому пункту: « Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются для духовенства по решениям приходского собрания». По седьмому пункту: «Религиозная клятва или присяга в необходимых случаях заменяется для желающих торжественным обещанием». По восьмому пункту: «Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений. События крещения, венчания и отпетия в церкви непременно записываются по церковным документам». По девятому пункту: «Школа от церкви не отделяется. Преподавание Закона Божия и совершение молитв в школе должно быть обязательным для православных, но не принудительным. Законоучителями должны быть лица в священном сане. В случае же невозможности иметь законоучителями лиц в священном сане, могут быть допускаемые к преподаванию Закона Божия в школах и светские лица с соответствующим образованием». По двенадцатому пункту: «Церковные и религиозные общества имеют право владеть собственностью». По тринадцатому пункту: «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ составляют неотъемлемую собственность этих обществ и находятся в их полном распоряжении». Пункты пятый, десятый и одиннадцатый полностью отвергаются как неприемлемые. Сравните с первоисточником! По сути, представители духовенства и мирян Курганского уезда не приняли Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»! Ссылаясь на знаменитый указ, как пишущие, так и читатели, зачастую не догадываются, как на самом деле принимались законы новой «демократической» власти.

…На фотографиях представлены изображения Троицкой церкви г. Кургана с разницей около полувека. Сколько потребуется лет, чтобы благоустроенный храм превратить в руины?  Вопрос, увы, не математический. А все разговоры о том, что «наши предки так решили», по сути своей лживы, так как мнение предков просто проигнорировали. И об этом наглядно свидетельствует история с обсуждением  Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» на Курганском съезде духовенства и мирян.  К сожалению, не были услышаны не только наши предки, протестующие против этого постановления, но и пророчески прозвучавшее Слово Святейшего Патриарха Тихона в храме Христа Спасителя перед новогодним молебном 1/14 января 1918 г., опубликованное в журнале «Церковные Ведомости» в №1 за 1918 г.:

«…Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3:17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, пожирающее в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.
…И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы. Желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были слову Его (Пл. Иереем. 1:18).

Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, – и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит – прилежати же о душе – вещи бессмертней – совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храма и житниц» постигает неудача. Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге…».

P.S. Документы, свидетельствующие о дискуссии на Курганском съезде духовенства и мирян в 1918 г., находятся на хранении в Тобольском архиве (Ф.694. Оп.1. Д.157).

Ольга Бабушкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + восемь =

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart