Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Биробиджан открытий чудных

Всему свое время и место. К такому выводу в разном возрасте и в силу разных обстоятельств приходит большинство думающих людей. Но кто же решает, что вот оно – наступило – то время, и именно здесь и сейчас – то самое место? Кто решает? Бог? Человек?

Четвертый год живу в Биробиджане по воле обстоятельств. Каюсь, любви с первого взгляда с городом не случилось, сетовала на него и в сердцах и на словах, при встрече с друзьями. Но недавно, усилием воли запретив себе это делать, вдруг осознала: этот город раскрывается не сразу. Он тоже присматривается к своим новым жителям и лишь потом решает – дарить им свои чудеса, открывать свои сокровищницы, или нет.

         Написанию этой статьи предшествовал разговор с архимандритом Иннокентием, настоятелем нашего Благовещенского кафедрального собора:

— У вас дома икона Югской Божьей Матери есть?

Есть или нет..? У меня есть несколько икон Богородицы, но каких..? Стыдясь своей неосведомленности, подбираю самый правдивый ответ:

— Нет.

— Тогда пойдем в храм, приложитесь к иконе, помолитесь и возьмете домой копию.

— Сегодня в храм не пойду. (На мне рваные джинсы и футболка).  Завтра приду одетой подобающе.

— И юбку подлинней надень, прям до пола!… Это Архиепископ Иосиф, услышал из соседнего кабинета мои отговорки. (Когда священнослужители шутят, с совершенно серьезным лицом, но искрящимися глазами, я начинаю чувствовать себя неразумным младенцем). Так или иначе, на следующий день  я уже знала не только, как выглядит Югская икона, но и ее таинственную историю. По крайней мере, мне казалось, что я знаю все, тем паче, что информации во всеведающем Интернете очень немного, а меня вооружили изданием XIX века.

 

Четыреста лет назад, на границе русских земель, в Псково-Печерском монастыре жил старец Дорофей. Он еще в молодые годы принял монашеский постриг в этой обители и безвыходно пребывал в ней, ведя строго воздержанную и смиренную жизнь, за что настоятель монастыря постриг его в схиму. А главная цель схимонаха – молитва о своем спасении и полное отрешение от всего земного. Такие люди во все времена встречаются очень редко, и слух о них разносится очень быстро. Вот и к старцу Дорофею потянулись жители ближние и дальние за советом и с просьбой о молитве. Невозможность строго исполнять свой долг очень смущала благочестивого старца, а еще больше его тревожило, что враги государства, осадившие в то время Псков, могут из-за его невольной славы нанести большой урон и монастырю и его прихожанам. В своих молитвах к Пресвятой Деве Богородице просил Дорофей указать ему путь к несению пустынных подвигов – в любой земле, дабы спасти обитель и собственную душу. И вот однажды во время молитвы услышал он голос, повелевающий взять икону, именуемую Одигитрия, и идти с ней на родину, где и обрести себе покой.

Но обрадованного старца ждало неожиданное препятствие – настоятель монастыря – архимандрит Иоаким не поверил рассказу о таинственном голосе, да еще в сердцах и заподозрил Дорофея в искушении. В просьбе было отказано. Но в ту же ночь во сне явился настоятелю лик Святой Девы и услышал он грозный и владычественный голос: «Зачем ты запрещаешь старцу Дорофею взять образ Мой и возбраняешь ему идти в повеленный Мною путь?». Нужно ли говорить, что после этого схимонах и икона, дважды просиявшая за это время таинственным светом, удостоились самых почтенных и самых быстрых проводов в дорогу.

Путешествие преподобного Дорофея продолжалось почти месяц. Его родиной было село Нижнее-Никульское, близ города Мологи Ярославской губернии. 3 июня 1615 года, пройдя Рыбную слободу (в настоящее время — город Рыбинск), и не дойдя семи верст до родного села, старец решил отдохнуть в том самом месте, где в реку Черная Юга впадала река Юга Белая.  Поставив икону на ветки сосны, он тут же уснул. А проснувшись не смог снять икону. Напряглись все старческие силы, приложено все возможное старание – а икона словно приросла к дереву. Взмолившись со слезами, просил Дорофей Богородицу простить ему грехи, которые он посчитал причиной неподвижности иконы. И в ответ услышал: «Почто порываешь с места икону Мою? Место это избрано и угодно Мне. На месте этом быть обители славной в честь и славу Сына Моего. Здесь будет икона сия и благодать Моя с нею вовеки!»…

Спустя семь лет, после кончины преподобного Дорофея, жители его родного села, помогавшие старцу по возможности своими трудами и хлебом насущным, решили перенести икону в Нижнее-Никульское. Дважды со всеми необходимыми молитвами и почестями рукотворный лик Божьей Матери устанавливали в сельской церкви и дважды наутро находили ее на прежнем месте – в лесной часовне, выстроенной схимонахом. А на третий раз, когда с молебным пением икону попытались взять на новое место, она будто бы превратилась в недвижимую скалу. Тогда лишь люди и уразумели волю Божию.

Вот так, с маленькой кельи и часовенки, построенных руками старого немощного человека, начала свою историю Югская Дорофеева пустынь, превратившаяся к концу ХVIII века в законченный величественный архитектурный ансамбль.

Со временем у Югской иконы Божьей Матери появилась богатая риза из жемчуга, осыпанная многочисленными драгоценными камнями. Дважды, в 1654 и 1771 эта икона спасала жителей и отводила чуму от окрестностей. Исцеляла людей от болезней. У иконы появилась копия, необходимая для того, чтобы оставаться в храме на время крестных ходов с чудотворной в Рыбинск, Углич, Мологу и Мышкин.

В начале XX века Югская Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых благоустроенных обителей России. Здесь был один из самых строгих монастырских уставов.

Но уже в 1920 году в обители разместили так называемую детскую трудовую коммуну, превратившуюся позже в колонию для несовершеннолетних. Постройки и земля отошли к созданному совхозу «Юга». В 1921 страну охватил голод, и в это же время началась кампания по изъятию церковных ценностей. Монахи пустыни, вместе с другими священнослужителями, оказались на скамье подсудимых по «делу рыбинских и угличских церковников». Ценности монастыря были реквизированы. Сама же чудотворная икона и ее копия навсегда покинули обитель.

 

На следующий день, облагороженная знаниями, я первым делом поинтересовалась у архимандрита Иннокентия:

— А велись ли какие-то поиски той, чудотворной, иконы?

— Организованных поисков не было. Идите в храм. Приложитесь к иконе. Вам ее вынесут из Алтаря. 

Отец Тихон бережно держит в руках Образ, находящийся в специальном киоте. Я уже знаю про размер подлинной чудотворной Югской иконы, но все равно, первое изумление – эта такая небольшая! Мне казалось, будет как-то помасштабнее. Второе, что привлекает внимание не самого воцерковленного человека – это необыкновеннейший очень старинный оклад: драгоценные камни обработаны совершенно иным способом, нежели все виденные мною раньше. В голову приходит только одно – «топорная» работа – грани резкие, неровные, совершенно непривычные современному взгляду. И — как хотите, а по-другому не скажешь – море речного жемчуга! Мелкого, потемневшего, но не потерявшего своей притягательности.

Это все было в первые секунды. А потом я почувствовала, что притягивает не драгоценный оклад, не даже сам лик Богородицы и Младенца Христа. Вся икона приковывала к себе с невероятной силой. (Чаще в церковь надо ходить…– так объяснила я в тот момент свои ощущения.)

 

В 30-ые годы на бывшей территории Югской Дорофеевой Пустыни поселился «Волгострой». В сентябре 1935 года решением компартии было объявлено о том, что все жители древнего 800-летнего города Мологи и близлежащих сел должны будут покинуть свои дома и переселиться на новые земли. Человек принял решение о создании самого большого рукотворного моря. В 1941-47 годах несметные материальные, культурные и духовные богатства Молого-Шекснинского междуречья поглотило искусственное Рыбинское водохранилище: 663 селения, 140 церквей, 5 монастырей.

130 тысяч человек были переселены на новые территории.

Но многие люди принимали свое решение – они добровольно отказывались покинуть родные места. Согласно рапорту начальника Мологского лагпункта Волголага лейтенанта госбезопасности Склярова, 294 человека, «абсолютно все ранее страдавшие нервными расстройствами», добровольно ушли из жизни, приковав себя цепями к своим домам. Погибли и заключенные, строившие плотину. Перед затоплением все постройки величественной Югской обители были взорваны.

Где больше полувека находилась Югская икона Божьей Матери – сказать трудно. Но в 2002 году Рыбинский священник принял решение передать Югскую икону Божьей Матери священнослужителю, имеющему большой опыт работы по восстановлению исторических сведений, связанных с  иконописью, изучающему, знающему и ценящему русскую и Российскую историю.

 

Приложившись к иконе и помолившись, я вернулась в Просветительский центр Епархии, где мы и продолжили разговор с архимандритом Иннокентием.

— Получается, что Югская икона вот уже четыреста лет сама выбирает, где и с кем ей находиться?

— Да, получается так.

Почему у отца Иннокентия такое счастливое выражение лица?

— Значит и сейчас она там, где считает нужным быть?

— Да.

— Знать бы где… А у нас в храме значит копия, а какого века?

— Нет, не копия.

— ??!!!

— Югская икона Божьей Матери у нас в храме. Ты только что к ней прикладывалась. Владыка Иосиф является ее нынешним хранителем.

 

Когда этот материал будет опубликован, я буду уже жить в тех местах, откуда начал свой путь Преподобный старец Дорофей с чудотворной иконой Божьей Матери Одигитрии. Но навсегда останусь благодарна городу Биробиджану за то, что я поняла именно здесь: всему свое время и место. И если свыше тебе даруется чудо – нужно принимать его всем сердцем, беззлобным и открытым.  И все же главное чудо Биробиджана – это люди, встретившиеся мне на пути.

 

Оксана Чурбакова.

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart