Местная религиозная организация приход Богоявленского собора г. Кургана Курганской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

"Се бо отныне ублажат Мя вси роди"

(Лк. 1, 48)

Акафисты в современной богослужебной практике

Акафисты в современной богослужебной практике

Иерей Д.В. Гордеев старший преподаватель ДВФУ

Акафист Пресвятой Богородицы – известное гимнографическое произведение, употребление, историю развития и структуру которого рассматривают Киприан (Керн), Гарднер И.А., протоиереи Константин Никольский и Максим Козлов и другие, но эти исследователи не рассматривают употребление акафистов, как отдельного жанра, появляющегося в XIII веке, в современной богослужебной практике. Этой проблеме будет посвящена данная статья.

Употребление Акафиста по Уставу

По Уставу Акафист Пресвятой Богородице положено петь только раз в год, на утрене в субботу 5-ой недели Великого Поста [1, 884-885]. Этот день имеет несколько названий: «Похвала Пресвятой Богородицы», «Суббота акафиста» в простонародье еще называют «Акафистная суббота». Синаксарь субботнего дня и повесть о Неседальном, помещенная в конце Триоди, объясняют учреждение этого праздника в знак благодарности Божьей Матери за избавление Константинополя от нашествия персов и арабов. [2, 612]

Акафист Пресвятой Богородице, разделенный на 4 части, поется на утрене в четыре приема, каждая из 4 частей начинается и заканчивается пением проимия[1] «ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ», первая часть поется после шестнадцатой кафизмы и малой ектении вместо седальна, вторая часть по окончании семнадцатой кафизмы и малой ектении и снова вместо седальна. Третий отрывок распевается после 3-ей песни канона и малой ектении перед седальном, четвертый отрывок после 6-ой песни канона и малой ектении, последний 13 кондак «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ » исполняется трижды, после него вновь поются 1-й икос «АНГЕЛ ПРЕДСТАТЕЛЬ » и проимий. На практике обычно проимий поется на различные гласы, или на подобен, что очень украшает службу [3, 223-225; 4, 3-57; 9, 32-34; 10, 106-107].

Из приведенных богослужебных особенностей этого дня видно, что две части акафиста поются вместо седальнов и поучений, которые обычно должны читаться после них (в современной практике не читаются), а Устав предлагает немного подольше постоять на службе ради памяти и хвалы в честь Богородицы. Третий отрывок вставляется на место отсутствующего второго или иного кондака, который всегда звучит после 3-ей песни канона, а четвертый отрывок логически заменяет кондак, так как Акафист – это видоизмененный некогда кондак в честь Божьей Матери, который был написан преподобным Романом Сладкопевцем.

Употребление акафистов в современной богослужебной практике

Акафист может читаться (пропеваться) на молебне (служба составленная по подобию утрени, может совершаться в любое время суток по желанию). Чинопоследование общего молебна в требнике предлагает вставить акафист в честь святого, Богородицы или Спасителя по 6-й песни канона и малой ектении перед чтением отрывка из Евангелия. В требнике отсутствует упоминание, что после 6-й песни канона нужно читать или петь кондак, но пишет «Таже, аще хощет иерей (священник-автор), чтет акафист» в этом случае указания требника предлагают восполнить отсутствующий, по неизвестным причинам, кондак [5, 259].

В некоторых храмах или часовнях появилась традиция служить молебное пение в честь покровителя церкви, или в честь особо почитаемого святого или иконы раз в неделю или чаще. Очень часто это молебное пение имеет очень четкий порядок литургических действий (постоянное зафиксированное чинопоследование в местной традиции). Эта служба так же составляется по подобию утрени, но на ней читается канон в честь того, кому служат службу, часто берется из служебной минеи и по шестой песни канона и малой ектении поют акафист. Таким образом, получается ,что служба состоит из двух самых больших гимнографических произведений канона и акафиста. Иногда это чинопоследование (молебное пение) называют – Параклисис или Параклесис, что означает моление. Такие моления совершаются в нашем городе по средам в Казанском храме на Эгершельде и в Покровском храме городского парка, а так же известно, что ежедневно служат в Москве подобное моление в Иверской часовне близ Воскресенских врат на Красной площади [6].

Употребление акафиста на утрене. Акафист может весьма ощутимо воздействовать на чтение кафизм на утрене. Вместо положенных двух или трех кафизм читается одна «по псалму на славу», или иначе, иногда кафизмы не читаются вовсе, может читаться (петься) акафист в честь праздника, или после шестой песни канона (иногда существенно урезанного) или же после первого часа.

Употребление акафиста на вечерне в Великий Пост. Четыре раза Великим Постом служится особая служба Пассия (страсть, страдание). Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также, акафиста Страстям Господним или Кресту и поучений о значении искупительных страданий Иисуса Христа.

Константин Никольский отмечает, что традиция вставлять акафист, посвященный восхвалению Страстей Христовых, и другие тексты Страстной седмицы в конец великого или малого повечерия, после молитв «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», появляется в XIX веке [8, 585]. В современной практике акафист Страстям Христовым вставляется в конец вечерни пятницы или воскресенья вечера между стихирами на стиховне и «Ныне отпущаеши» [7, 5-9].

Акафист Страстям Христовым в период Великого Поста вставляется в некоторые службы суточного круга богослужения, о которых мы говорили, получается, что пассия расширяет стандартное чинопоследование, которое по Уставу не должно изменяться и нарушает ход служб суточного круга. Помещение страстного акафиста в вечерню изменяет название службы, вечерню не называют вечерней или вечерней с пением акафиста Страстям Христовым, а она получает свое новое название – Пассия.

Подводя итоги можно сказать, что акафист по Уставу (Типикону) поется только раз в год, на субботней утрени 5-й недели Великого Поста. В современной богослужебной традиции, как мы видели, акафист может заменить собой кафизмы на утрени, гармонично войти в службу, расширить ее или входит в особые молебные последования где является главными гимнографическим текстом, в домашней молитве многие христиане предпочитают акафист канону. Можно предположить, что популярность акафиста будет возрастать, вокруг него будут образовываться новые службы, он будет входить в состав традиционных служб как обязательный элемент и рано или поздно те замены и вставки, которые мы рассмотрели, будут зафиксированы Уставом.

Литература:

  1. Типикон. Т.2.-СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 1997.- 595 с.
  2. Триодь Постная.- М.: «Правило веры», 2000.- 1110 с.
  3. Богослужебные указания на 2009 год для священно–церковнослужителей.- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.- 848 с.
  4. Похвала Богородице.- М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 1999.- 72 с.
  5. Требник.- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006.- 608 с.
  6. Последование молебного пения, благочестно совершаемаго в часовне иконы Божия Матерее Иверския близ Воскресенских врат в Богоспасаемом граде Москве.- М.: Святитель Киприан, 1999.- 52 с.
  7. Пассия или чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым.- М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999.- 176 с.
  8. Никольский, К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви.- Псков: Паломник, Правило Веры, 1995.- 878 с.
  9. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и Эортология.- М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.- 151 с.
  10. Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т.1.- Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1998.- 592 с.
  11. Козлов, М., прот.  Акафист в истории православной гимнографии // Журнал Московской Патриархии.- 2000.-№6.- С. 70-78.

[1] Акафист (греч. ύμνος ακάθιστος – гимн при пении которого не сидят; церковнслав. «неседален») 1) Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице. 2) Жанр позднейших церковных песнопений, написанных по образцу и в подражание первоначальному А. Богородице и посвященных Господу, Богоматери, святым. Первоначально А. был один – А ко Пресв. Богородице, и только спустя столетия, когда появились другие подобные ему песнопения, их стали называть А., что стало обозначать не конкретный текст, а жанр. Это особое хвалебное пение состоит из 13-ти кондаков и 12-ти икосов.

[1] Проимий – в греческой традиции это название первого песнопения акафиста, обычно он никак не надписывается. В русской традиции называется первый кондак, в текстах надписан Кондак 1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 9 =

Внесите свой посильный вклад в развитие сайта о Югской иконе Божией Матери

0

Your Cart